№ 219 от 14 декабря 2010 г.

Макеевка — Донецк: спор о границах

Конфликт городов

Сарафанное радио много лет транслировало слух о намерениях Донецка и Макеевки объединиться. Теперь оно сменило дружеский тон и повествует о специфической битве, которая развернулась между двумя городами за полное размежевание.Что же происходит на самом деле? Об этом нашему корреспонденту рассказывает Александр Охрий — ответственный секретарь рабочей группы по рассмотрению обращения к руководству области по вопросу присоединения к Донецку частей Червоногвардейского района Макеевки и части Ясиноватского района.

С одной стороны, надо, с другой — невозможно

­— ОБРАЩЕНИЕ дончан имеет под собой и юридическую, и экономическую почву, — подчеркивает он. — Еще в 1972 году был подготовлен совместный генплан развития Донецка и Макеевки, предполагающий слияние этих городов в один огромный мегаполис. В начале 90-х годов исчезло прежнее государство, прежние нормативы, изменился порядок формирования власти, и, несмотря на фактическое стирание границ — слияние городов Макеевки и Донецка, административная тенденция к объединению городов отпала.

Однако недавно Донецк построил кольцевую дорогу, которая прошла и по территории Макеевки, замкнув таким образом во внутреннее кольцо часть ее территорий. При таком положении вещей, согласно распространенной практике, эта часть может административно входить в состав Донецка. Кроме того, с учетом строительства кольцевой дороги областной центр принял Генеральный план развития города до 2031 года, включающий комплексное развитие всех территорий, замкнутых в кольцо. В дополнение к этому Донецк готовится к проведению чемпионата Евро-2012, но развивать он может только те территории, которые принадлежат ему юридически. Червоногвардейский же район де-факто входит в состав Донецка, а де-юре относится к Макеевке, поэтому благоустраивать его на средства из городского бюджета горняцкой столицы невозможно. Вот и возникает проблема: с одной стороны, территории необходимо развивать, с другой — это нельзя сделать из-за межевых административных ограничений.

Макеевская сессия сказала «Нет!»

—ДОНЧАНЕ уже пытались решить вопрос спорных территорий?

­— 8 сентября 2008 года на сессии Донецкого горсовета было принято обращение к Макеевскому горсовету с просьбой дать согласие на изменение границ и присоединение к Донецку частей Червоногвардейского и Горняцкого районов. 30 сентября народные избранники Макеевки ответили на это отказом. Аргумент был такой: “Изменение границ Макеевки приведет к недополучению городским бюджетом около 20 миллионов гривен доходов, поскольку в случае отделения части Червоногвардейского и Горняцкого районов большинство предприятий будет территориально относиться к Донецку... Отделение территории Червоногвардейского района в пользу Донецка приведет к сокращению площади района на 77 процентов и впоследствии к его ликвидации и изменению административно-территориального устройства Макеевки”.

Кроме того, в ответе народных избранников Макеевки отмечено, что обращений граждан относительно отделения частей Червоногвардейского и Горняцкого районов в горсовет не поступало.

­— Неужели все жители Макеевки отказываются присоединяться к Донецку?

— Конечно, нет. Вот, например, коллективное письмо за подписью почти четырехсот человек, поступившее осенью 2009 года в адрес руководителей Донецкой области: “К вам обращаются жители Червоногвардейского района Макеевки, а именно поселка имени Карла Маркса, непосредственно примыкающего к Калининскому району Донецка. Дело в том, что весь Червоногвардейский район и, в частности, поселок имени Карла Маркса — пасынки для макеевских властей. За годы независимости Украины никто даже пальцем не пошевелил, чтобы хоть как-то улучшить состояние района”.

Жители пишут о темных, грязных улицах, о плачевном состоянии дорог и высказывают предположение, что поскольку все люди работают в Донецке, “макеевским властям нет до них никакого дела”. Они просят “всеми доступными средствами перевести поселок в статус района города Донецка”.

Главным должно быть решение жителей

­— И К КОМУ ЖЕ в этом споре правильнее было бы прислушаться?

— По законодательству решение об изменении границ территорий принимает Верховная Рада по ходатайству облсовета, а обл­совет имеет право ходатайствовать, когда в наличии имеется весь пакет документов, согласований и заключений.

По опыту своей работы скажу, что конфликты из-за границ между территориями даже одной области возникают часто, но из-за несовершенства законодательной базы остаются нерешенными и тлеют годами. Для этого одной из сторон достаточно просто не подписать документы.

В связи с этим я уже готовил предложения. Они касались того, что если вопрос заходит в тупик, то надо руководствоваться не только мнением сторон, но и генеральным планом развития территорий и мнением жителей хотя бы потому, что основой любого территориального формирования является громада. Ее решение должно быть основополагающим, а интересы органов местного самоуправления являются уже некими производными.

Думаю также, что в территориальных спорах, опираясь на соответствующее законодательство, некими арбитрами могут выступать областные советы.

Однако пока нормативно-правового акта, позволяющего регулировать территориальные споры в Украине, не существует. Есть только его проект. Вот и приходится при рассмотрении споров руководствоваться Земельным кодексом и Указом Президиума Верховного Совета УССР от 1981 года и уповать лишь на добрую волю и возможность сторон договориться. Поэтому как решится спор между Макеевкой и Донецком, пока неизвестно.

Донецк.