№ 214 от 03 декабря 2010 г.

Репортаж из петли времени

НА ЭТОТ РАЗ мы вновь начнем с Григория Сковороды, ибо сегодня исполняется 288 лет со дня его рождения. Философ, утверждавший, что покой для человека — смерть, тридцать лет странствовал по дорогам Украины с котомкой за плечами и сопилкой за поясом. Григорий Саввич обучал людей грамоте, пел им свои песни и передавал живое учение о душе. При жизни ни одна из его книг не была издана, но тем не менее его имя не предали забвению. Последние свои дни, как и дни отрочества и юности, он провел на Слобожанщине. Предание гласит, что Сковорода точно знал день своей смерти, сам выкопал себе могилу и завещал написать на своем надгробии: “Мир ловил меня, но не поймал”.

ТАРАС ШЕВЧЕНКО показал Сковороду в образе учителя музыки в повести “Близнецы”. Сковородинские мотивы сквозят в рассуждениях Гоголя, в философских воззрениях Достоевского, в творчестве Лескова. Взгляды украинского философа изучал Толстой.

1 ДЕКАБРЯ 1855 года Лев Николаевич приехал в Санкт-Петербург из Севастополя, где участвовал в обороне города и был награжден орденом Святой Анны. Он остановился у Тургенева, который ввел его в круг петербургских литераторов. Тургенев был старше на 10 лет и покровительствовал молодому писателю. Однако с самого начала Толстой обнаружил такую самостоятельность суждений, независимость поведения и мощь таланта, что ни в чьем благоволении не нуждался. Между писателями часто вспыхивали бурные споры. Тургенев писал о Толстом в одном из своих писем: “Вы не можете себе представить, что это за милый и замечательный человек — хоть он за дикую ревность и упорство буйволообразное получил от меня название Троглодит. Я его полюбил каким-то странным чувством, похожим на отеческое”.

1 декабря, но 1805 года, под Аустерлицем произошло решающее сражение между русско-австрийскими войсками и армией Наполеона, получившее название “Битва трех императоров”. Командующего, которым считался Кутузов, фактически отстранил от принятия решений император Александр I, принявший бездарный план австрийского генерала Вейротера. Союзники потерпели сокрушительное поражение. С этим сражением связан и один из важнейших эпизодов романа Толстого “Война и мир”: “Вот прекрасная смерть”, — сказал Наполеон, глядя на Болконского. Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит сам Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. ...Он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками”.

ВОЙНА И МИР, писатель и война, поэт и революция... Без таких испытаний литераторы редко достигают подлинного величия. 130 лет назад, 28 ноября 1880 года, родился Александр Блок. Начав как рыцарь Прекрасной Дамы, он перешел к созерцанию единства “двух бездн” — верхнего и нижнего миров, Добра и Зла. Потом в его лирику вторглись социальная тема (стихотворение “Фабрика”), противоречия современной жизни, человеческое горе, мир произвола богатых и сытых, бесправия бедных и голодных. В октябре 1905 года поэт и сам принял участие в одной из демонстраций, нес красное знамя, чувствуя свое единство с толпой. Октябрьская революция окрылила Блока и заставила пережить творческий подъем. В поэме “Двенадцать”, необычной для самого поэта и для его читателей, неудержимая революционная вольница, разрушение старого мира... Но главная его тема — судьба Родины: “О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!”...

ПРЕМЬЕРА КОМЕДИИ 27-летнего Антона Чехова “Иванов” состоялась 2 декабря 1887 года в московском театре Федора Корша.

30 ноября 1912 года Владимир Маяковский впервые публично читал свои стихи в артистическом подвале “Бродячая собака” в Петербурге. А 2 декабря 1976 года в Ленинграде на пересечении улиц Некрасова и Маяковского был открыт памятник поэту, в чей судьбе революция оставила неизгладимый след.

3 декабря 1904 года началась “банкетная кампания” — общественная акция, целью которой было побудить правительство к новым реформам. Она проходила в форме банкетов в ресторанах, на которые собирались, как правило, представители одной профессии — врачи или адвокаты, или учителя, или журналисты и произносили антиправительственные речи. Первым стал банкет в Санкт-Петербурге под председательством писателя Короленко. В течение года состоялось около 120 акций в 34 городах, на которых присутствовало до 50 000 человек. Следствием кампании стало решение рабочих российской столицы составить собственную петицию и передать ее царю. Именно эта затея завершилась “кровавым воскресеньем”.

В ПЕРВЫЕ ЗВАНИЕ “Народный артист СССР” было присвоено 1 декабря 1936 года группе актеров и режиссеров, среди которых были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Василий Качалов, Иван Москвин, Антонина Нежданова, Борис Щукин, Панас Саксаганский. Со временем это почетное звание несколько девальвировалось. Последними артистами, удостоенными его, в декабре 1991 года стали Алла Пугачева и София Пилявская.

1 декабря 1962 года Никита Хрущев посетил Манежную выставку, посвященную 30-летию Московского отделения Союза художников. Обходя выставку и постепенно закипая, гневно обрушился на художников: “Такое “творчество” чуждо нашему народу, он отвергает его. Над этим должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают “картины”, что не поймешь, нарисованы ли они рукой человека или хвостом осла”. И обозвал художников неприличными словами. Партийный вождь не понял революционный порыв молодых дарований...