№ 211 от 30 ноября 2010 г.

Ильичевский призыв

Пять лет трудовой коллектив Ильичевского морского торгового порта пытается вернуть в собственность государства контейнерный терминал. Все это время люди надеются на помощь того самого государства. Но чем дальше, тем яснее понимают: только единым фронтом портовики страны могут предотвратить рейдерские захваты своих предприятий.

ЖЕЛАЮЩИХ отхватить кусок, никогда им не принадлежавший, хватает везде, не только в Украине. Но именно наша страна чаще всего выступает ареной подобных действий в “цивилизованной” Европе. Напомним, пять лет назад “помаранчевый” министр тран­спорта Евгений Червоненко вынудил руководство ИМТП подписать договор о совместной деятельности между портом и ЧП “Укртрансконтейнер” (“УТК”). В том же 2005 году в Ильичевске состоялся свой “майдан”, на котором горожане просили власть вернуть терминал государству. Уже тогда в порту прекрасно понимали, что навязанная госпредприятию совместная эксплуатация наиболее прибыльного участка порта выгодна только пришельцам. Тем не менее, несмотря на предупреждения портовиков, СБУ, прокуратуры, государство упорно не желало признавать порочность сделки. Более того, пришедший на смену Червоненко Виктор Бондарь заставил порт дружить с “УТК” еще крепче.

О перипетиях Ильичевской драмы “РГ” писала неоднократно. Поэтому повторяться нет смысла. Нет смысла детально останавливаться и на финансовых показателях работы порта и СП, позволивших Хозяйственному суду Одесской области, Апелляционному суду Одесской области и Верховному суду Украины в 2009 году в конце концов расторгнуть злосчастный договор. Тем не менее уже в июле этого года Высший хозяйственный суд Украины, невзирая на ранее принятое решение, постановил вернуть “Укртрансконтейнер” на терминал. Радуются не только в “УТК” — радуются и в материнской российской “Национальной контейнерной компании”. Россияне удовлетворены: к ним вернулся контроль над одним из крупнейших контейнерных терминалов Черноморья.

В резюмирующей части постановления Верховного суда было сказано: “Постановление окончательное и обжалованию не подлежит”. Однако в этом году Высший хозяйственный суд изменил решение вышестоящей инстанции в пользу “Укртрансконтейнера”. Это уже не оригинально для нашей судебной системы — похоже, что по принципу прецедентного права “хвост” у нас получил разрешение “крутить собакой”. Симп­томатично и то, что верховный страж хозяйственных интересов страны с легкостью дарит общенародное добро частнику.

Чтобы понять чаяния жителей Ильичевска, следует просто поговорить с ними. Получается интересная ситуация: порт фактически в одиночку борется за интересы государства. Руководство порта при поддержке Одесской областной прокуратуры и Минтранссвязи, как законопослушные субъекты оте­чественного законодательства, могут добиваться справедливости только через суды, следовательно, комментировать ситуацию, пока идут тяжбы, не могут. Нынешний начальник порта Константин Лавриненко надеется, что государство поддержит целостность стратегически важного предприятия. В Ильичевске рассчитывают, что будет создана специальная госкомиссия по защите порта, в которую войдут в том числе и представители Кабмина и Минюста.

Но сегодня реально то, что суды, поддержавшие порт в прошлом году, сейчас поддерживают уже “УТК”. А прямого вмешательства высших государственных инстанций в хозяйственный спор не предвидится. Поэтому портовикам остается надеяться только на себя. Уже пять лет трудовой коллектив не прекращает борьбу. За это время, как сказал сменный помощник капитана портофлота Руслан Слюсарь, “мы заставили, стоя под ГПУ и Верховным судом, вы­учить их гимн нашего порта. Надо будет — весь Киев заставим. Нам чужого не надо, но и своего не отдадим”. То есть визиты ильичевцев в столицу будут продолжаться. Есть и более серьезные высказывания. “УТК” путем манипуляций и рейдерских захватов пытается взять, а не созидать. Они дополнительно хотели забрать два глубинных причала на первом терминале”, — говорит экономист по финансовой работе ИМТП Сергей Майковский. Его поддерживает и докер-механизатор Александр Белогорцев: “Они (“УТК”. — Авт.) хотят только получать 70 процентов прибыли. Если терминал уйдет — порту хана”. В свою очередь, заместитель председателя профсоюза работников морского транспорта ИМТП Юрий Дмитриев считает, что профсоюз всячески будет поддерживать администрацию порта, но также оставляет за собой право воздействия на власти по своему усмотрению. То есть трудящиеся поняли, что только от них зависит будущее их предприятия.

Сейчас с подобными проблемами уже столкнулись в Николаеве, есть предпосылки к подобным конфликтам и в других портах. Поэтому, считает руководитель профсоюза порта Сергей Брызгалов, “мы будем защищать порт сколько нужно. Я не буду рассказывать о предстоящих акциях протеста, но они состоятся уже в ближайшее время, в том числе и в Киеве. И в них нам помогут трудящиеся других портов страны”. В поисках поддержки и солидарности портовики направили письмо лидеру Компартии Украины.

“Уважаемый Петр Николаевич! Просим Вас поддержать коллектив порта и не допустить реализации рейдерской схемы по захвату имущества стратегического государственного предприятия Украины, которым является Ильичевский морской торговый порт”, — говорится в нем. Работники предприятия понимают, что в нынешней ситуации они могут надеяться на помощь только одной политической силы — коммунистов, которые всегда настаивали на необходимости государственного контроля над стратегическими отраслями народного хозяйства.

Ждем дальнейшего развития событий.