№ 211 от 26 ноября 2010 г.

Информационная гражданская война

Как получилось, что после революции победили красные? Этот вопрос не давал покоя потерпевшим поражение в Гражданской войне деятелям белого движения. В издаваемых позже мемуарах одной из важнейших причин они называли отсутствие у себя внятной идеологии.

Методы из будущего

БОЛЬШЕВИКИ с самого начала уделяли огромное внимание, как сказали бы сейчас, подготовке к информационной войне. Сразу после Октябрьской революции новая власть организовывает сеть издательств, начавших мощную агитационно-пропагандистскую работу. Поначалу работа носила несколько хаотичный характер. Но уже летом 1918 года все эти издательства свели в единый центр.

В дальнейшей победе красных трудно также переоценить значение института военных комиссаров. Петроградский большевик Зуев так описывал работу направленных Лениным в Симбирскую дивизию комиссаров: “Приехав туда в самый разгар неудачных для нас боев, мы отступили на 80 верст. Противник был пассивен. У нас закипела работа. Агитация, наводнение литературой, газетами, пополнение командным составом, расстрелы ослушников через некоторое время дали возможность смотреть на нашу дивизию как на нечто оформленное организационно и нравственно”.

Белым же эффективную пропагандистскую работу организовать так и не удалось. Писатель Всеволод Иванов, в 1919 году занимавший должность вице-директора Русского бюро печати, в подчинении которого находились все информационные службы правительства Колчака, вспоминал: “Генеральная идеология, жесткая, определяющая, была только у коммунистов. Она насчитывала за собой чуть не целый век развития. А что у нас было? Москва — золотая маковка? За века русской государственности никто не позаботился о массовой русской идеологии”.

Декреты против пассивного лубка
И ВСЕ ЖЕ главной формой большевистской пропаганды, по словам Ленина, стали декреты новой власти. Предлагая простые, но понятные решения самых больных для общества вопросов, красные сумели увлечь за собой массы, что в итоге и предопределило их победу. В газете “Рабочая правда” летом 1917 года Сталин писал: “Солдат, ты хочешь прекращения войны? Трудящийся, ты хочешь прогнать дармоедов и захребетников? Крестьянин, ты хочешь получить землю? Женщина, ты хочешь иметь равные права с мужчиной? Отец семейства, ты хочешь, чтобы твои дети не голодали? Рабочий, ты хочешь получать справедливую оплату?” Вопросы риторические.

А вот стенания белых о страдающей и стонущей под игом большевиков святой Руси оставались непонятными для народа. На занятой ими территории противники красных воссоздавали земства, проводили выборы в городские думы. Но самое главное — не предлагали решения конкретных социальных проблем, в частности земельного вопроса. А вообще, если посмотреть на плакаты времен Гражданской войны, то наглядная агитация белого движения оставляет гнетущее впечатление. В ней видны обреченность и, более того, неверие в собственные силы. Такая лубочная и пассивная пропаганда не могла успешно конкурировать с агрессивным задором красных.

— Если в плакатах белых большевики выглядели как исчадие ада, — говорит российский историк Владимир Булдаков, — то в большевистских плакатах противники большевиков выглядели этакой мелочью. Известен такой плакат: “Ленин очищает землю от нечисти”, где на фоне земного шара Ленин метлой выметает всю эту самую мелочь... В пропагандистском отношении белые оказались не на высоте, и здесь, в общем-то, они для большинства населения, в основном для крестьянства, оказались людьми старого мира, эксплуататорами, которые, как в те времена говорилось, “кровь народную пьют”...

В этой ситуации белогвардейской контр­разведке приходилось идти на создание фальшивых большевистских газет, в которых публиковались мнимые постановления Советской власти. Кстати, некоторые из этих “документов” (например, никогда не существовавший декрет о национализации женщин) используются антисоветчиками и по сей день.

Не выглядело удачным и название “белые”. У простого человека сразу возникали ассоциации с “белой костью” и “белоручками”. А вот большевики даже традиционные на Руси методы наполняли новой формой. Скажем, проводимые ими манифестации заменили собой традиционные крестные ходы.

Сельский рай против самолета
НО ВСЕГДА весома оценка твоих заслуг оппонентом. Украинский апологет белогвардейщины скандальный публицист Олесь Бузина, не отказываясь от своих симпатий к Деникину и Врангелю, тем не менее нашел в себе мужество недавно признать: “Мне думается, причина победы красных в том, что советский проект был обращен в будущее. Он действительно преображал человека, давал ему образование, чувство свободы от социальной несправедливости, удовлетворял его первичные материальные потребности, увлекал возможностью участия в создании нового мира. Как могли “переспорить” большевиков в Украине Петлюра и Винниченко, если картине сельского рая их идеологические конкуренты противопоставляли новый самолет?”