№ 210 от 25 ноября 2010 г.

Миллионы, которые никто не берет

Впервые за три последних года Минтранссвязи и Евросоюз предложили якобы реальный вариант финансирования транспортной инфрастуктуры Украины.

Импортный «пряник»...

НЕДАВНО в Брюсселе в рамках первого инвестиционного форума TRACECA был представлен перспективный проект строительства нового контейнерного терминала в Ильичевском морском торговом порту (ИМТП). Техническое сопровождение и презентацию проекта в Брюсселе осуществляла британская компания Corporate Solutions Сonsulting Ltd., а финансирование проекта шло по линии Евросоюза. Он же и обещает выделить кредит в 290 миллионов долларов компании, которая победит в конкурсе на строительство и эксплуатацию нового контейнерного терминала в Ильичевске. То есть европейцы в очередной раз подтвердили давно известный нашим транспортникам факт недостаточной пропускной способности украинских портов во всех направлениях — транзитном, экспортном, импортном. Британцы, например, предполагают дефицит пропускной способности существующих контейнерных терминалов Одесского, Ильичевского морских портов и морского порта Южный к 2017 году 790 000 условных контейнеров (TEU).

Как сообщил сотрудник пресс-службы МТСУ Никита Коваленко, условия получения кредита достаточно выгодны подрядчикам работ по строительству и эксплуатации будущего терминала. Однако, по его словам, пока что особой заинтересованности к участию в конкурсе никто не проявляет. Сказываются последствия кризиса и тот факт, что большинство возможных претендентов на участие в инвестиционном проекте не очень-то рассчитывают на быстрое получение прибыли, а самое главное — на стабильность. Кроме того, информируют специалисты по транспортной логистике, подобная “скромность” со стороны потенциальных украинских участников во многом объясняется весьма жесткими условиями финансирования строительства и дальнейшей эксплуатации терминала со стороны ЕС. Как сказал один из них, “два года до этого мы с представителями ЕС просто гоняли чаи, а не развивали инфраструктуру за их кредиты. Отсюда требования, которые по всем параметрам хуже, чем для остальных участников TRACECA”.

...с горькой начинкой

Действительно, ЕС изрядно ограничил круг возможных претендентов. Срок ввода в эксплуатацию — 2017 год, пропускная способность 860 000 TEU. Банковские проценты намного комфортнее оте­чественных коммерческих, однако хуже, чем для стран, входящих в Евросоюз. И хотя после ввода в эксплуатацию победитель получает терминал в концессию на 30 лет и 25 процентов прибыли, говорить о финансовой привлекательности преждевременно. Ибо эксплуатант будет обязан применять существующие тарифы румынского порта Констанца. Это сковывающее правило, ведь ни по объемам обрабатываемых грузов, ни по финансированию ни один отечественный порт и даже все черноморские порты не сравнятся с Констанцей. А ведь есть еще порты Болгарии, Турции, России. Упомянутые ограничения специалисты во многом связывают с работой румынского лобби как в ЕС в целом, так и в TRACECA в частности. Румынам же конкуренты в Черном море не нужны.

Каков он на наш вкус?

В ИМТП комментировать ситуацию пока отказываются, ссылаясь на недостаточный объем имеющейся информации.

В то же время “РГ” стало известно, что порт согласен участвовать в предполагаемом проекте на паритетных условиях с фирмой-победителем, предоставив в качестве своей доли площадку под терминал и новую подъездную дорогу.

Пока что неизвестно, какими будут выделяемые территории. Так как территория порта имеет свои границы, внутри которых все уже освоено, речь, скорее всего, пойдет о вновь выделяемых Ильичевским исполкомом участках. Даже учитывая особо дружественные отношения городской власти и ИМТП, сложно предположить, что город откажется от своей доли в будущем предприятии. Это может пойти на пользу городу, который сумеет занять лидирующие позиции среди черноморских портов СНГ и заметно пополнить городскую казну. Но для финансовой привлекательности нового предприятия это несомненный минус.

Сам же Никита Коваленко считает, что круг претендентов на строительство контейнерного терминала в порту определится до конца года.