№ 209 от 24 ноября 2010 г.

Мама, почему я урод?

В последние годы в Украине появляется все больше социальной рекламы. И это радует. Ибо коммерческой рекламой мы уже наелись, не воспринимаем ее. А что пропагандирует реклама социальная?

СО СВОЕОБРАЗНОЙ жалобой на такую рекламу в редакцию пришла одна наша читательница.

— Я ехала с ребенком в метро, — рассказывала Ольга Сергиенко. – Мы поднимались вверх по эскалатору, и тут моя семилетняя дочь вскрикнула: «Мама, у каждого четвертого рак! Врачи сказали, что у дедушки рак. Значит, в нашей семье еще кто-то заболел раком? Если подсчитать нас всех, то будет больше четырех». Я раскрыла рот, не зная, что ей ответить. И подумала: «К чему призывает такой плакат? Неужели это реклама смертельной болезни?»

Мода на хорошее
ЗАДАЧА социальной рекламы благородна – распространить информацию, которая направлена на достижение общественно-полезных целей, стремиться сделать престижными общечеловеческие ценности, заставить человека изменить свое поведение к лучшему. А с чем мы зачастую сталкиваемся? Известный футболист рекламирует… пиво. Видишь, что на билбордах демонстрируется пагубная привычка или даже неизлечимая болезнь, но никак не здоровый образ жизни. Кроме того, в социальной рекламе, которая не должна преследовать коммерческие цели, именно они-то и выставляются напоказ. Та же пивная реклама. Молодежь, подростки, видя, как их кумир восхищается пенным напитком, конечно же, и себе в нем не откажут.

— Еду на работу и вижу громадный плакат с улыбающейся девушкой «Зайдеш на каву?», — продолжает Ольга. – Рядом с ней изображен презерватив. Ниже слова «Секс = презерватив». Это реклама, простите, чего? Похоже, просто совет, как завуалированно пригласить на секс. Уверена, данная реклама на молодежь действует от обратного. То есть нам якобы говорят о необходимости безопасных сексуальных отношений, а на самом деле призывают к свободным, ограниченным лишь презервативом, половым связям. Давайте еще выпустим огромный плакат о том, как правильно пользоваться этим предметом…

Опираться на факты

ПОРОЙ на улицах видишь такое, что мороз пробегает по коже. Скажем, страшные, изъеденные смертельной болезнью органы человека. Много есть и абстрактного. Например, «Любите Украину». Речь о хорошем, позитивном, но как проявить свою любовь? В рекламе нет совета, подсказки.

— Помню, как четыре года назад меня просто испугал билборд «Мама, почему я урод?» — продолжала Ольга Сергиенко. – Он заставляла меня каждый раз вздрагивать и думать: «Слава богу, моя дочь нормальная. Но второго рожать не буду. Боюсь. Вдруг что….» Ясно, что реклама направлена против употребления наркотиков, поскольку надпись внизу гласила: «У наркоманов не бывает здоровых детей». Но я, простой обыватель, восприняла ее шире. Ведь дети-уроды рождаются не только у родителей-наркоманов, но и вследствие каких-то тяжелых заболеваний.

Цель социальной рекламы– привлечь внимание общественности к решению конкретной проблемы. Судя по билбордам, их в Украине видимо-невидимо. А решения все нет. Какой вывод делают граждане? Плохо работает правительство!

Кроме того, многие виды социальной рекламы выполнены непрофессионально, тексты не соответствуют истине. Та же фраза «У наркоманов не бывает здоровых детей» не имеет научного подтверждения. Наоборот, известно много случаев, о чем вам охотно расскажут медики, когда дети, родившиеся от мамы или папы, увлекающихся наркотиками, растут вполне нормальными. Врачи используют для этого все необходимые средства еще до рождения малыша.

Нужен профессионализм

ПОЧЕМУ люди проходят мимо рекламных щитов? Бывает, плакаты безликие, невыразительные, мрачные. Как будто нет в стране талантливых художников! А главное, наша социальная реклама, в отличие от европейской, оставляет горечь в душе. Ведь она почти вся о том, как плохо живется в бедной Украине.

Позитив, правда, встречается. Те же постеры на эскалаторах Киевского метрополитена. На мой взгляд, с художественной точки они, конечно, могли бы быть выразительнее. Но этот недочет искупается тем, что смысл сказанного радует. Слова «У тебя сегодня все выйдет», «Сегодня твой наилучший день» заставляют отбросить тяжелые мысли и подумать: «А и в самом деле, чего паниковать, ведь никакой трагедии со мной не случилось. Другим людям еще хуже приходится».

Любое дело, в том числе социальную рекламу, надо делать отлично. Или вовсе не делать. И если в организации рекламистов нет своих психологов, надо их пригласить. Они подскажут, какую подпись поставить к фото. Да и о самом фото или рисунке скажут немало дельного. Социальная реклама – довольно сложный инструмент влияния на общество. Значение имеет все – и дизайн, и полиграфия. А главное — смысл сказанного, краткие, запоминающиеся слоганы. Значит, нужны талантливые рекламщики, выдающиеся фотографы, большие художники. И такие люди есть. Только они порой остаются в тени, но их стоит поискать.

Билборды должны заставлять людей менять негативный образ жизни. А порой получается с точностью до наоборот. Попадая на глаза молодежи, реклама подчас травмирует психику и, оседая в подсознании, вызывает асоциальное поведение.