№ 104 от 25 июля 2006 г.

Выйдет ли киевская подземка из тупика?

Не везет в последнее время столичной подземке, строительство которой недавно было приостановлено, как заявляли руководители Киевметростроя, по причине нехватки средств. Это касается, прежде всего, продолжения строительства линии в направления жилмассива Теремки, где по планам в 2008 году намечается ввести в строй первый пусковой участок протяженностью в 4 километра с тремя станциями: “Демеевская”, “Голосеевская” и “Васильковская”. Напомним, строительство этого участка от станции “Лыбедская” началось в 2005 году. Глубина заложения составляет 20-30 метров, а толщина грунта над тоннелем будет всего от 6 до 14 метров. 

Но на проходке этой трассы недавно пришлось даже остановить мощный горнопроходческий щит, каждый день простоя которого метростроителям обходится в хорошую копеечку. И все по причине отсутствия средств со стороны города, утверждают метростроевские руководители. Однако совсем другое виде-ние ситуации у руководства Киевской горгосадминистрации. Так, заместитель мэра Иван Салий считает, что не отсутствие средств остановило туннелепроходческий комплексный щит, а сами руководители “Метростроя”, и проектировщики, и “Киевводоканал”, и другие структуры. Проект строительства этой линии предусматривал перекладку водовода и теплотрассы.

Однако, по его словам, “Киевметрострой” этого не сделал и самовольно пошел на нарушение проекта, что вызвало проседание грунта. А это уже прямой путь к техногенной катастрофе.  

— Сначала необходимо было начинать работы с прокладки инженерных сетей — перенесения теплотрассы и водопровода, — поясняет Иван Салий.

— Рядом с тоннелем метро сейчас проходит водопровод 900 мм диаметром прокладки еще 60-х годов. На сегодняшний день тоннель подошел снизу под водовод, и пошла осадка 240 мм.  

Но до трагедии дело не дойдет, заверяет заместитель мэра. Работы по строительству метро на Теремки будут продолжены. 

По сведениям Ивана Салия, на строительство метрополитена столицы предусмотрено 270 млн грн, но, по подсчетам городской власти, необходимо будет около 500 млн грн. Он считает, что выделенной суммы было бы достаточно на строительство метро до конца года. Но 90 млн были потрачены на “ненужную станцию “Вырлица” — абсолютно доказано, что там нет пассажиропотока, заявляет заместитель мэра. А эти деньги, по его словам, можно было бы пустить на строительство подземки на Теремки. А еще добавил, что были выделены средства также и на строительство метро на Красный хутор, прежде всего на строительство первой очереди депо, но строится все депо. Он считает, что частные структуры, входящие в состав “Киевметростроя”, сделали городской бюджет заложником ситуации.  

— ОАО и ЗАО “Метрострой” — частные структуры, и наш бюджет не может быть заложником, чтобы они нам кричали, что мы зарплату им не платим”, — говорит Иван Салий. В то же время он считает, что проходческие работы на новых участках не будут остановлены, деньги для этого есть.  

Выделение средств для продолжения строительства подземки подтвердил в минувшую пятницу в беседе с журналистами и мэр Киева Леонид Черновецкий.  

— Строительство метро будет продолжаться, — сообщил он. — 100 млн грн кредитных средств выделено Киевсоветом. Однако мы ужесточим контроль за расходованием этих средств, который практически не велся. Строительство метро продолжится более быстрыми темпами, чем это было раньше, потому что это очень важные социально значимые проекты. Только не будет больше метро в пустыне, то есть таких станций, как “Вырлица”, которую недавно построили там, где очередей нет, лишь бы деньги отмыть. 

В то же время мэр выразил неудовлетворение деятельностью самого метрополитена.  

— В самом метро социализм остался на уровне даже 70-годов, — заявил он. — Вы проедьтесь – там одни цитаты Владимира Ильича Ленина. Но даже Ленин не хотел  бы такого метро, какое сегодня существует. Мы возьмем хорошего руководителя метрополитена. Будем его сейчас искать. И все метро тоже будет меняться.  

Отвечая на вопрос, уволен ли уже начальник коммунального предприятия “Киевский метрополитен” Николай Шавловский, мэр заявил: “Не помню. Для меня не существует такой фигуры в управлении метро. И таких начальников, которые через меня проходят и судьбу которых я решаю, очень много. Есть только те, кто огрызается, есть те, кто тихо-мирно уходит, лишь бы дальше не было никаких последствий. Я не сторонник, чтобы кто-то где-то сидел. Хотя это не решение вопроса. Нужно навести порядок”.  

Интересовались журналисты причиной, по которой уволился на днях заместитель мэра Валерий Пустовойтенко. 

— Я склонен давать шанс любому человеку, которого я знал как хозяйственника. В целом у меня нет никаких конкретных претензий к Пустовойтенко. Это его решение. Работать со мной достаточно сложно всем.  Другой вопрос, что Пустовойтен-ко Валерий Павлович был премьер-министром, я скромный мэр, но у меня очень жесткие требования, работать нам нужно очень быстро. В жилищно-коммунальной сфере очень большие беспорядки. Но можно отнести к заслугам Пустовойтенко то, что мы практически ликвидировали катастрофу на 5-м полигоне, которая создавалась лет десять, где было откачано 500 тысяч тонн ядовитых отходов. Но эту проблему еще надо будет решать. Я не скажу о нем ничего плохого, но приходит время молодых, амбициозных людей-организаторов. И мы проводим очень мощную компанию по их привлечению в центральный аппарат мэрии. Я увеличил зарплаты здесь, они теперь значительные. И люди, которые хотят служить,  получат достойное вознаграждение, даже больше, чем в Кабмине. 

Что касается кадрового подбора, то по словам мэра, новые назначения проходят только на конкурсной основе, о чем заранее объявляется. При этом мэр уверяет:  

– Никаких знакомых. Ничего такого личного. Нравится мне человек, не нравится, но если есть у него качества, есть амбиции, он будет занимать соответствующее место. Хочет он себя проявить, вперед. 

Относительно того, кто заменит Валерия Пустовойтенко, мэр сказал: “Тот, кто будет лучше”.  

По его словам, он принял Киев образца 80-х годов, чисто советского управления, такого коммунистического. “Но мы же не к коммунизму идем, надо что-то менять”, — заявляет го-родской голова.