№ 203 от 12 ноября 2010 г.

Учебник на батарейках

Эксперимент

В харьковских школах могут появиться электронные учебники. Пока что с этого учебного года они проходят апробацию в двух учебных заведениях города. По итогам этого эксперимента будет решено, насколько широко стоит внедрять этот опыт в регионе или же бумажные учебники все-таки лучше.

Цифра в портфеле

ЭЛЕКТРОННАЯ книга или букридер все увереннее входит в нашу жизнь. Устройство для воспроизведения на экране текстов по размерам и функциям похоже на карманный компьютер. Оно настолько простое в обращении, что пользоваться им может любой абсолютно неподготовленный человек: нажимаешь на кнопки, входишь в меню и читаешь.

Одно из главных преимуществ ридеров — на карте памяти одного устройства могут храниться сотни и тысячи книг. Несмотря на это, значительная часть читателей настороженно относится к электронным книгам. Многие книголюбы очень привязаны к бумажным версиям своих любимых томов. Электронная книга лишена эффектной обложки. Да и при общении с ней читатель не испытывает привычного удовольствия от вида издания и шелеста перелистываемых страниц и, конечно, запаха новой бумажной книжки.

Вот такие учебники появились в десятых классах двух школ Харькова — в гимназии № 6 (гуманитарного уклона) и физико-математическом лицее № 27, ученики которых очень активны на различных олимпиадах.

С целью приближения электронных учебников к бумажным собратьям у педагогов выяснили, какие именно книги использует школа в своей программе. Это было учтено в учебниках, которые “закачали” в “читалки”.

— В ридере в качестве дополнительной литературы есть много произведений в оригинале, которые я использую на уроках и задаю для домашнего чтения, — делится впечатлениями от новинки учитель английского языка гимназии № 6 Кристина Солнцева. — Удобно, что в нем есть большой словарь.

В прибор можно закачать также и задачники, и дидактические материалы, а не собирать деньги на них и покупать комплекты на класс, бегая по оптовкам.

Довольны “читалкой” и дети. Ридер гораздо легче обычного учебника, и школьные портфели теперь не будут такими тяжелыми. Кроме того, если бумажный учебник можно потерять, то в этом случае, скажем, при повреждении текстового файла, его можно закачать заново через специальный порт.

— В библиотеку можно не ходить. Запихнул все необходимые книжки в ридер, как на флешку, и читаешь там, — говорит десятиклассник лицея № 27 Дмитрий. — Как работать с ЭВМ, мы научились в младших классах. Кроме того, в электронных учебниках текст можно выделять. Это помогает лучше усваивать материал.

Палка о двух концах

КАЗАЛОСЬ БЫ, электронные учебники — дело хорошее. Но у них есть обратная сторона медали. У “читалки” невысокая контрастность изображения по сравнению с бумажной страницей книги. Поэтому врачи-гигиенисты советуют ребенку проводить перед ней непродолжительное время, чтобы не испортить зрение.

Поскольку ридеры — это техника, ее надо обслуживать. В школах пока не знают, кто и как будет ремонтировать электронные устройства, кто возместит ущерб, если школьник сломает, уронит или потеряет технику? Стоимость одного букридера для некоторых семей равна месячной зарплате.

Новый инструментарий в школьном образовании вызывает и другие вопросы.

— В электронные учебники сложно заводить математические формулы и иллюстрации, — считает педагог-математик с более чем 40-летним стажем Ольга Пономаренко. — Да и прививать любовь к книгам нужно с учебников и детских книжек.

— Не представляю, каким образом при выпуске электронных книг будут защищены мои авторские права, — вопрошает автор школьного учебника по астрономии, профессор Харьковского государственного педагогического университета Николай Пришляк. — Не очень хотелось бы, чтобы дети передавали электронную книгу со своего устройства на ридер друга бесплатно. Ведь я тогда не получу причитающихся гонораров. Но уследить за этим сейчас пока невозможно, и вряд ли будет реально в ближайшее время.

Приживется ли новинка в регионе, покажет время.

Харьков.