№ 202 от 11 ноября 2010 г.

О цене цены билетов

Существует множество определений понятия «цена», принятых во всем мире. Но Украина, похоже, применяет на своем пространстве ценовое ноу-хау.

Толчок дан
К ВЫВОДУ об украинском ценовом ноу-хау лично меня подтолкнуло событие двухнедельной давности. В Киеве как раз завершалась Неделя высокой моды (Ukrainian Fashion Week), которую посетил президент Национальной палаты моды Италии Марио Бозелли, а с показом своих моделей выступили не только украинские модельеры, но и самый молодой французский кутюрье Стефан Роллан (Stephane Rolland) с коллекцией Haute Сouture, которая летом была показана на Неделе высокой моды в Париже. Билеты на показ моделей последнего стоили по 1000 долларов. Проходил показ 22 октября в арт-комплексе трансформировали «Мистецький арсенал».

Еще через неделю по телевидению передали репортаж с места события. Честно говоря, это не та тема, которая меня интересует. Но телевизор работал, и сознание выловило из потока восторженных (и не очень) реплик едкое замечание ведущей.

– Билеты стоят по 1000 долларов, но мы не нашли ни одного человека, который заплатил бы эту сумму, – щебетала девушка. – А организаторы объясняют это тем, что Стефан Роллан, у которого в Украине уже есть пять покупательниц, заинтересован не в сборе денег с посетителей показа, а в том, чтобы завести новых клиенток.

В сознании прочно отложились слова насчет того, что не нашлось «ни одного человека, который заплатил бы эту сумму», и уже на следующий день автор этих строк начала усиленные поиски подобных мероприятий с манипуляциями по части цены билета, а заодно изучила теорию вопроса.

От классики к…

НАД ПОНЯТИЕМ «цена» трудились сотни философов и экономистов, и не одно столетие. Фома Аквинский в свое время дал определение справедливой цены, правда, для церкви она была справедливее справедливой. Адам Смит, а затем и Давид Рикардо рассуждали о противоречии между объективной и субъективной природой цены. Жан Батист Сэй был убежден в чисто субъективной природе цены. А Карл Маркс как раз исследовал объективные факторы и ввел понятие прибавочной стоимости, за счет которой и происходят капитальные накопления.

В постсоветской же Украине наибольшее распространение получило определение цены как рыночной и очень субъективной характеристики. В этом случае цена – это количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель – купить единицу товара (услуги). Как видим, здесь цена не имеет жесткой привязки к затратам, а определяется исключительно спросом, иногда — ажиотажным, часто – искусственно спровоцированным, как, например, на лекарства противогриппозной группы во время «эпидемии» гриппа прошлой зимой или на гречку нынешним летом.

К ценообразующим факторам экономисты относят затраты, ценность товара, спрос (чем перечисленное выше, тем выше цена), конкуренцию и государственное влияние (чем значимее они, тем, как правило, цена ниже).

Но это все – классика, а украинское ноу-хау – это цена в роли сита, преграды для маргиналов. Цена как демонстрация возможностей, своего места под солнцем. Цена как имиджевый штрих. Игнорировать великосветское общество позволяют себе немногие, и этому тоже имеется цена. Но сейчас не об этом.

Идите вы на «фанеру»

ЦЕНА в качестве сита, как правило, применяется к билетам на мероприятия и концерты, где собираются VIP-персоны. Чтобы не пересекаться с народом (не дай бог, кто-то схватит за пуговицу и начнет говорить о наболевшем), в ход и идет цена. Достаточно посмотреть сайты компаний, занимающихся распространением билетов, чтобы определить подобные мероприятия. Цена на них начинается от 1500 гривен. И чем уже круг нужно собрать, тем выше заявленная сумма. И тогда уже совершенно все равно, кто там на сцене, какой спектакль будут давать, какие мысли актер будет выплескивать в зал.

Казалось бы, что оттого? Но на самом деле от подобной практики страдают слишком много людей. В первую очередь актеры. Потому что спектакль – это всегда диалог. Актер выбрасывает свою энергию в зал и получает обратно в несколько сотен раз помноженную реакцию зрителей. А когда ответной реакции нет? Валентин Гафт, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили рассказывают в своих интервью, что болеют после таких спектаклей. В пострадавших и истинные почитатели талантов. Уж лучше бы наши «небожители» устраивали свои тусовки под аккомпанемент «фанерных звезд». За какие угодно деньги.