№ 202 от 11 ноября 2010 г.

Как в Николаеве пилят завод

“Нас, конечно, измучила многомесячная задержка зарплаты, но мы не согласны, чтобы выплата ее происходила через окончательное уничтожение предприятия”, — пишут в “Рабочую газету” наши читатели с николаевского государственного предприятия “Судостроительный завод имени
61 коммунара”.

Выдрали «сердце» станка

А ВЫНУДИЛО людей обратиться в редакцию то, что на предприятии появились представители Государственной исполнительной службы, которые начали демонтаж уникального станка “Skoda”.

— Работники этого грозного управления, — говорит председатель профкома завода Николай Головченко, — стали разбирать станок после окончания рабочего дня. Их впустили на предприятие, не проверив допуск к ведению таких работ. Из станка сразу выдрали “сердце”, всю автоматику и вывезли с территории завода. Как позже выяснилось, исполнительная служба намерена реализовать станок для выплаты работникам предприятия задолженности по зарплате.

— Когда мы решили узнать у представителей исполнительной службы, — продолжает Головченко, — проведена ли независимая оценка оборудования, то не получили ответа на вопрос. Действительно, у этой службы есть исполнительные листы о задолженности по зарплате на сумму около 1,2 миллиона гривен. Но нам так и не ответили, почему решено продать именно этот станок. Не предоставив акта экспертной оценки станка, руководство исполнительной службы предварительно сообщило, что его оценят примерно в один миллион гривен...

— Но это же преступление — продавать его за такую цену, — говорит бывший генеральный директор завода имени 61-го коммунара Игорь Овдиенко. — Станок стоит около 700 тысяч долларов. В регионе больше нет такого горизонтально-фрезерного кардинального станка, который позволяет обрабатывать детали большой тоннажности, что особенно важно для судостроения. Без него нельзя строить корабли, поэтому для его реализации, как минимум, надо было взять разрешение Антимонопольного комитета...

А больше всего рабочих предприятия возмущает то обстоятельство, что нынешний гендиректор завода Игорь Козырев ввел в заблуждение заместителя главы Николаевской облгосадминистрации Игоря Катвалюка. Успокоил чиновника тем, что якобы данный станок имеет “незначительный удельный вес” в производственной программе завода.

Коллектив сократился в 10 раз

– С НАЗНАЧЕНИЕМ на завод генеральным директором Козырева, — говорит инженер-технолог Андрей Фомин, — у нас началась тотальная распродажа оборудования. Металлообрабатывающие станки уходят по цене лома. Разобрана уникальная автоматизированная линия из 24 станков, обслуживающаяся двумя операторами. В прошлом году были проданы буксиры. Завод приблизился к той черте, за которой уже невозможно будет восстановить его работоспособность. Когда найдутся заказы, для выполнения их придется потратить на приобретение оборудования гораздо больше средств, чем было выручено от его продажи...

Андрей Николаевич вспоминает, что ранее коллективу завода было весьма выгодно сотрудничать с греческим судовладельцем Анастасисом Ласкаридисом, который постоянно давал заказы на постройку рефрижераторов. Но это сотрудничество прервалось после того, как завод перестал достраивать стоящий несколько лет на стапеле и готовый на 56 процентов заказанный греком рефрижератор. Чтобы спустить судно на воду, необходимо закупить двигатель и гребной вал. Еще в бюджете 2006 года предусматривались деньги на достройку рефрижератора, но на предприятие они почему-то не попали.

— Козырев, придя на завод, — продолжает тему токарь Сергей Низов, — пообещал, что будут загружены не только основные производственные мощности, но и начнется выполнение непрофильных заказов. Сейчас же мы все больше убеждаемся в том, что, наверное, перед ним поставили в Минпромполитики другую задачу — окончательно уничтожить завод. Ведь находится-то предприятие в центре города на берегу Ингула. И земля здесь дорого стоит... А ценят Козырева в Киеве, очевидно, за то, что теперь он дает задания начальникам цехов не по восстановлению производства, а по сдаче металлолома да сокращению людей. Ведь теперь наш коллектив, насчитывавший в советские времена 12 тысяч человек, сократился в 10 раз!..

«Не дадим банкротить предприятие!»
СЕГОДНЯ корабелы уверены, что Минпромполитики решило уволить Валерия Агафонова, руководившего до Козырева предприятием, за то, что у него была программа вывода завода из кризиса. Ведь ему удалось найти отечественного инвестора, готового вложить в финансовое оздоровление завода и достройку горизонтальных стапелей, возведение которых было остановлено из-за нехватки средств, 50 миллионов долларов. Ввод в строй стапелей создавал 1940 новых рабочих мест и позволял одновременно строить четыре-пять судов. Однако этот проект почему-то не нашел поддержки в министерстве.

— О том, что киевские чиновники поставили на предприятии крест, — замечает слесарь-сборщик Валерий Гаврилюк, — свидетельствует и то, что важный военный заказ на изготовление корветов был передан частнику-иностранцу, владеющему Черноморским судостроительным заводом. А ведь осуществление корветной программы помогло бы значительно укрепить экономику нашего завода, являющегося государственным предприятием. Ориентировочная стоимость первого серийного корабля класса “корвет” приближается к 200-210 миллионам евро. И до 2026 года планируется построить 10 таких кораблей.

— К тому же, — продолжает Гаврилюк, — если еще во время строительства первенца из крупной серии боевых кораблей о них будут знать все представители другого государства, то эксплуатация их будет бессмысленной с военной точки зрения...

— Благодаря тому, что корабелы восстали против продажи уникального станка, работники исполнительной службы на время приостановили свои действия, — говорит слесарь-наладчик контрольно-измерительной аппаратуры Олег Матаков. — И мы хотим, чтобы наш голос услышали в Минпромполитики, в Антимонопольном комитете. Нельзя разбазаривать оборудование, без которого невозможно будет восстановить судостроение. Мы считаем преступными планы чиновников, решивших через процедуру банкротства вывести предприятие из списка стратегических, а потом окончательно распилить его на металлолом...

Николаев.

P.S. Наша газета рассказывала о том, что, реализуя проект “Работа. Зарплата. Защита”, коммунисты довели до власти проблемы, возникшие на Николаевском судостроительном заводе имени 61-го коммунара, доказали необходимость срочной государственной поддержки предприятия. И правительство согласилось с этим. Во время недавнего визита в Николаев премьер-министр Азаров подчеркнул первоочередность решения проблем судостроения, пообещал создать благоприятные условия для возрождения кораблестроительных предприятий. Но, как видно, от обещаний до конкретных дел в Украине дорога долгая. А время не ждет. Под благовидным предлогом дорогостоящее оборудование распродается по цене металлолома, не сегодня-завтра страна может потерять уникальный завод. Еще раз обращаем на это внимание Кабмина. Для спасения предприятия и его людей нужны не слова, а экстренные эффективные меры, непохожие на то, что происходит нынче на заводе...