№ 201 от 10 ноября 2010 г.

Деньги? В землю!

растрата

Как показывает мировая практика, дорожное строительство всегда и везде было прибыльным бизнесом. Государству качественные дороги и их разветвленная сеть давала возможность эффективно управлять отдаленными от центра регионами, предприниматели получали возможность пользоваться созданной инфраструктурой, а значит, быстрее доставлять товары и продукцию туда, где она необходима. И всегда находились люди, которые наживались на дорожном строительстве. В нынешней Украине деньги на дороги не просто закапывают — право на это надо заслужить.

ВО ВСЕХ цивилизованных странах дороги подразделяются на две основные категории – общегосударственные и местные. Украина не исключение. Еще со времен СССР строительство и обслуживание общегосударственных дорог в республике было возложено на госпредприятие “Укравтодор”, а местных — на попечение местных же органов исполнительной власти с частичным финансированием из республиканского бюджета, но не более 30% от общей стоимости работ. Поэтому уже в 70-80-е годы прошлого века возникли артели “шабашников”, укладывавших дороги под заказ местных властей. Тому была своя причина: на местах не хватало спецтехники и, самое главное, специалистов, способных в срок выполнить необходимый объем работ. Тем не менее план на строительство и текущий ремонт дорог спускался сверху. Не выполнить — значит лишиться должности. Местные власти делали все возможное для выполнения планов социально-экономического развития вверенной территории. Деньги для этого находились всегда! И даже вездесущий ОБХСС закрывал глаза на нецелевое использование средств, так как все понимали, что строительство и надлежащее содержание транспортной инфраструктуры является государственным приоритетом...

Деньги на строительство и эксплуатацию дорог государственного значения любая держава худо-бедно, но выделяет и сейчас. Оно и понятно: скорость передвижения людей и грузов по магистралям государственного значения во многом определяет эффективность экономики страны. Содержание же и строительство местных дорог везде и всюду финансируется исключительно по остаточному принципу — из местных налогов и сборов. Практика показывает, что даже в более-менее богатой Европе и в Северной Америке дороги местного значения находятся далеко не в идеальном состоянии. После кризиса 2008 года у большинства развитых государств, а тем более у их местных органов власти, по оценкам специалистов Евробанка, реальных денег для дорожного строительства нет. Поэтому они предлагают отдать строительство дорог и придорожного сервиса в концессию частному бизнесу. И если до кризиса те же европейцы с опаской смотрели на подобные предложения банкиров, то сейчас правительства большинства стран Евросоюза согласны на многое, лишь бы поддержать и сохранить хоть бы нынешний уровень качества транспортных артерий.

В нынешней Украине положение еще хуже: общегосударственных автобанов, отвечающих европейским стандартам, нет, состояние более или менее приличных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, можно оценить в лучшем случае на три с плюсом. О качестве местных дорог даже в столице и крупнейших городах страны лучше не говорить. Центральные власти усиленно строят отдельные участки общегосударственных дорог, привлекая при этом в основном заемные средства. Если в 2008 году на строительстве и ремонте дорог “Укравтодор” освоил более девяти миллиардов гривен, то в 2010-м запланировано освоить не менее 20 миллиардов. Местным дорогам и дорожным предприятиям от этого ни гривны, ни асфальта, ни гравия не перепадает, так как деньги государство выделяет только на дороги общегосударственного значения. На все остальные денег, даже заемных, нет. Потому-то борьба за выделяемые Кабмином на дорожное строительство деньги и расколола желающих поучаствовать в столь прибыльном бизнесе на два непримиримых лагеря: желающих сосредоточить все полномочия в одних руках “Укравтодора” (читай — Кабмина) и людей, представляющих в парламенте интересы местного самоуправления. Последних, как водится, меньшинство.

Намерения лоббистов “Укравтодора” весьма жесткие: уже была предпринята попытка судить экс-главу госкомпании Вадима Гуржоса за якобы разбазаривание в особо крупных размерах госимущества — передачу в аренду одного из предприятий компании. Правда, пока Печерский суд Киева дело, возбужденное Генпрокуратурой, прекратил. Но это дело, по мнению дорожников, должно было послужить предостережением желающим попользоваться государственными фондами в обход “Укравтодора”.

Более того, на днях киевские власти и представители Кабмина всерьез обсуждали возможность строительства новой окружной дороги вокруг Киева в “сокращенном варианте” — чуть более 100 километров вместо запланированных 200. Мол, нет денег заплатить за землеотвод нынешним владельцам земли. Те же строители-дорожники отмечают, что суть не в этом, а в расхождении бизнес-интересов: кто и сколько будет строить, кто будет поставщиком материалов и кто, в конце концов, будет строить и эксплуатировать придорожные сервисы? То есть фактически столкнулись интересы Киева и области. Пострадают водители, люди, которые могли бы получить работу на строительстве. Киевляне недосчитаются двух новых мостов и нормальной кольцевой дороги...

И это только верхушка айсберга. В ноябре Верховная Рада должна рассмотреть внесенный депутатом от ПР, главой транспортного комитета Михаилом Мироненко проект о внесении изменений в Законы Украины “Об автомобильных дорогах”, “Об архитектурной деятельности”, “Об основах градостроительства”. Депутатская инициатива предусматривает фактическую монополию “Укравтодора” на все: начиная от лицензирования субъектов хозяйствования для строительства дорог и объектов придорожного сервиса вплоть до утверждения “титульности” дорог, проведения госэкпертиз, выдачи разрешений на размещение придорожных сервисов в обход местных органов власти. Фактически органы власти в регионах, и так балансирующие на грани локального дефолта, в случае принятия поправок лишатся даже существующих возможностей пополнять свои бюджеты за счет придорожного сервиса на дорогах государственного значения. Это значит, что деньги на латание местных дорог опять-таки(!) придется выпрашивать у Киева.

Вот как прокомментировал нам это начинание один из депутатов Одесского облсовета:

— То, что в Киеве кажется заботой об интересах государства, на местах доводится до абсурда”. По его словам, уже сейчас все компании, занятые в дорожном строительстве в регионе, пытаются “найти выход” на “Укравтодор”.

— На местных дорогах, из местных бюджетов много не заработаешь. Основные деньги в землю закапывают, работая на государство, — сказал он.