№ 198 от 05 ноября 2010 г.

Читатель жалуется на газету

НА СТРАНИЦАХ “РГ” мы неоднократно предупреждали читателей о том, что любую информацию рекламного характера надо внимательно изучать, а перед покупкой рекламируемого товара обязательно консультироваться со специалистом. Об этом шла речь в обзорах писем “Все продавцы товар свой хвалят, но слепо верить им нельзя” (“РГ” №16 за 22.01.09 г.), “Нужно ли на зеркало пенять?” (“РГ” №12 за 22.01.10 г.), “Обмана нет — есть невнимательность” (“РГ” №127 за 20.07.10 г.) и в других публикациях. Многие читатели прислушались к нашим советам, и если в 2007 году 0,5 процента писем содержали недовольство опубликованной в “РГ” рекламой, то в 2010 году количество таких писем уменьшилось до 0,2 процента.

Среди разочарованных рекламой наш читатель из Киева Юлиан Михайлович Шевченко, участник Великой Отечественной войны, пенсионер. “Как журналист, я прекрасно понимаю, что реклама является одним из источников финансирования газеты, — пишет Юлиан Михайлович. — И совершенно правильно, когда вы пишете предупреждение, что “ответственность за правдивость рекламы несет рекламодатель”. Но как его найти, этого рекламодателя? Вы же не требуете, чтобы “рекламодатель” указывал свой адрес, а публикуемый в рекламе номер телефона — это просто диспетчер, который знает еще один промежуточный телефон. Вот так мы и потворствуем созданию множества подпольных фирм, реализующих незаконно завезенные в Украину товары, наносящие вред здоровью”.

Законодательством о рекламе не предусмотрено требование обязательно указывать адрес рекламодателя в рекламном объявлении. В этом нет необходимости, ведь рекламодатель заинтересован привлечь людей к своим товарам или услугам, а что он укажет в объявлении — свой адрес или телефон, его личное дело. А контролирующие органы, перед тем как дать разрешение на коммерческую деятельность, изучают все необходимые документы. И фирме подпольной дать такое разрешение не имеют права.

Юлиан Михайлович пишет, что продавец обязан предоставлять покупателю информацию о продукции, в том числе название и адрес изготовителя и продавца, согласно статье 15 Закона “О защите прав потребителей”, и обвиняет “РГ” в том, что мы эту информацию не публикуем. Однако газета не является ни продавцом, ни изготовителем, а информация о продукции не считается рекламой. Информация о продукции и ее производителе, согласно упомянутой статье 15, доводится до потребителя в сопровождающей документации, которая прилагается к продукции, на этикетке, а также в маркировке или другим способом.

Читатель жалуется: если верить рекламным объявлениям, получается, что один и тот же препарат лечит разные болезни, а заключение Министерства здравоохранения свидетельствует только о том, что препарат не может нанести вред, но не гарантирует пользу от его применения.

Журналисты газеты не являются специалистами в медицинской сфере и не могут заниматься проверкой качества тех или иных препаратов. Для этого как раз и существуют специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, которые выдают соответствующие разрешения на применение данных препаратов в Украине. Реклама, размещаемая на страницах газеты, отвечает требованиям закона (в рекламных объявлениях указываются номера соответствующих разрешений и лицензий, а их копии находятся в отделе рекламы редакции).

Далее в письме есть строки, что весной этого года, воспользовавшись рекламой в одной из газет, Юлиан Михайлович заказал медицинский прибор, якобы предотвращающий отеки ног. “Носил его полгода, и он мне помог, как мертвому припарка”, — пишет читатель. Свое возмущение автор адресует не только фирме, продающей приборы, но и нам: “Вот теперь и отвечайте на вопрос: как я должен относиться к газете, которая публикует недобросовестную рекламу?!” “Вы, к сожалению, содействуете аферистам”, — пишет читатель, обвиняя газету в нарушении “Закона о рекламе”.

Строго говоря, у Юлиана Михайловича нет оснований называть рекламу медицинского прибора, который ему не помог, недобросовестной, поскольку недобросовестной рекламу могут признать только органы в сфере защиты прав потребителей, Антимонопольный комитет Украины, Совет по вопросам рекламы при Кабинете министров и другие специальные органы. Кроме того, недобросовестная реклама должна иметь негативные последствия, наносить вред. Нельзя согласиться с читателем и тогда, когда он заявляет, будто рекламодатели и газета, где размещена реклама, несут одинаковую ответственность перед потребителями рекламы. В статье 27 “Закона Украины о рекламе” указано, что рекламодатель несет ответственность за достоверность и содержание информации, которая предоставляется для изготовления и размещения рекламы, а распространитель рекламы (“РГ” является именно распространителем) несет ответственность за нарушение порядка распространения и размещения рекламы, то есть за время, место и средства размещения рекламы. И рекламодатели, и распространители несут ответственность за распространение рекламы, запрещенной действующим законодательством, а также за распространение рекламы продукции, производство и реализация которой запрещена в Украине. Все требования закона при размещении рекламы на страницах газеты строго соблюдены.

Насколько мы поняли из письма, наш читатель занимался самолечением и перед покупкой прибора с врачом не советовался. О вреде самолечения “РГ” писала неоднократно. Например, в №167 за 21.09.2010 г. опубликован обзор писем “Вреда больше, чем пользы”, где мы приводили мнение терапевта Инны Овчаренко: “От самолечения, как правило, больше вреда, чем пользы, и прежде чем купить какое-то лекарство, обязательно посоветуйтесь с врачом”. Бывает, что одно и то же средство в одних случаях может помочь, а в других — нет. Но не зря наш мудрый народ говорит: “Здоровье уходит пудами, а возвращается граммами”.

Уважаемые читатели, если вы считаете, что ваши права нарушены рекламой, необходимо обращаться непосредственно к рекламодателю, а в случае, если вы не удовлетворены эффективностью какого-либо препарата или средства, обращайтесь к его изготовителю, который указан на упаковке. Также вы имеете право жаловаться в Госпотребнадзор, органы по защите прав потребителей и другие государственные органы, уполномоченные контролировать соблюдение законодательства о рекламе.