№ 196 от 03 ноября 2010 г.

Приказано расти

Верховная власть говорит с экранов и страниц прессы о необходимости взвешенно подходить к проблеме повышения тарифов на перевозки
и приватизации еще остающихся в государственной собственности либо находящихся под контролем государства транспортных предприятий. На деле же, похоже, уже все решено: и продавать, и повышать. И как можно быстрее…

НА ПРОШЛОЙ неделе министр транспорта и связи Константин Ефименко подтвердил информацию о том, что уже в ближайшие полтора-два года Украину ждут значительные перемены на транспорте. Свое видение стратегии развития отрасли на ближайшие годы министр назвал «дорожной картой». По сути же, речь идет о том, что цены и тарифы практически на все виды перевозок будут расти, народное имущество в виде непрофильных предприятий Минтранссвязи уйдет с молотка, а морпорты и аэропорты ждет «счастье» в виде инвесторов и возможной приватизации. Продлится все это до 2020 года, когда, по всей видимости, приватизировать и продавать будет уже нечего.

По словам министра, программа уже утверждена Кабмином. То есть «счастье» не за горами. Пока «карту» не опубликовали, существует хотя бы маленький шанс уберечь стратегическую отрасль от распродажи. Хотя последние события свидетельствуют о тщетности таких надежд.

Судите сами: летом министр заявляет о возможности приватизации порта Усть-Дунайск, хотя передача таких объектов в частные руки украинским законодательством запрещена. Этим же летом и осенью, несмотря на решение Высшего хозяйственного суда Украины о расторжении договора о совместной деятельности между Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) и компанией «Укртрансконтейнер» (УТК), хозяйственные суды Одессы дважды признают решение своего вышестоящего органа недействительным, и УТК возвращаются его права. Все это происходит на фоне протестов профсоюзов и портовиков.

Уже фактически к началу 2011 года прекратит свое существование государственное предприятие «Служба международных автомобильных перевозок» (ГП «СМАП»). Об этом в частной беседе рассказали сотрудники предприятия. Без работы останутся не только те, кто обеспечивает контроль перевозок пассажиров и грузов, в том числе и на международных переходах, под угрозой окажется и действующая система государственного контроля за перевозками такого рода.

О судьбе госпредприятия «Киевпассервис» газета также недавно рассказывала. Его не станет, по всей видимости, уже весной 2011 года. Специалисты, в том числе первый министр транспорта независимой Украины (1992–1994 гг.) Орест Климпуш, негативно относятся к подобным инициативам.

На сайте Администрации президента размещена «Программа экономических реформ в Украине на 2010–2014 годы», в которой четко и весьма конкретно расписано, что ждет транспортную отрасль страны, а значит, и всех нас. Заметим, Администрации президента создавать ее помогала международная консалтинговая фирма «Мак Кинси и компания», головной офис которой находится в США и которая ранее не была замечена в значительных реформах транспортных отраслей других государств. В «Программе» под скромным названием «оптимизация» можно найти массу интересного. Это рост тарифов на внутриукраинские и международные железнодорожные перевозки пассажиров и грузов. Предприниматели, работающие с «Укрзалізницею», ожидают рост цен в два-три раза.

Интересно, как американские радетели свободы предпринимательства докатились до фактического навязывания частным пассажироперевозчикам рост тарифов на поездки? Например, в Житомирской области перевозчики крайне отрицательно относятся к росту цен, а предприятие «Рім – Богдан» даже снизило тарифы на 15–25 процентов. Там и слышать не хотят о повышении стоимости проезда, так как знают, что у людей нет денег.

Коллектив «Укрзалізниці» отрицательно настроен относительно возможной приватизации своих клиник, баз отдыха, ремонтных и сервисных предприятий и будет в случае необходимости отстаивать свои интересы в суде. Официальная позиция железнодорожников будет озвучена в ближайшее время. Отметим, что большинство ведомственных лечебных учреждений железной дороги входит во всеукраинскую государственную сеть, и их услугами пользуются не только работники железной дороги. Выходит, и другие клиники приватизируют? Или, может, «железнодорожная медицина», получившая новейшее оборудование в период «правления» Кирпы и собравшая в те же годы под своим финансовым крылом мощный кадровый потенциал, – самый лакомый кусочек для приватизации?

Но на эти и другие вопросы ответа нет. Чиновники отмалчиваются, транспортники думают, как быть. Профсоюзы, по имеющейся информации, готовятся к акциям протеста. Вот только не опоздать бы – ведь первый и решающий этап повышения транспортных тарифов и приватизации отрасли планируется на 2011 год. А потом останется только рассуждать с умным видом о том, кто от этой приватизации выиграл. То, что это будет не народ и не государство, понятно уже сейчас.