№ 194 от 30 октября 2010 г.

Репортаж из петли времени

Тридцатое октября 1941 года считается началом героической обороны Севастополя времен Великой Отечественной. Эту эпопею мы подробно рассматривали год назад. Но в истории Севастополя имеется и трагическая дата, приходящаяся на эти дни. Прежде чем перейти к одной из них, напомним, что 31 октября 1922 года король Италии Виктор Эммануил III после “похода на Рим” “чернорубашечников” Муссолини назначает его главой правительства, который формирует этот государственный орган из либералов, националистов и фашистов. Перед тем парламент Италии большинством голосов передал власть Муссолини.

ДАЛЬШЕ ПОЗВОЛИМ себе слегка нарушать хронологию. В мае 1943-го союзники потопили итальянскую подлодку «Леонардо да Винчи». Это судно предназначалось на роль «матки» — нести на своем борту мини-подлодку для атаки гавани Нью-Йорка. «Малыши» (так окрестили эти лодки моряки) водоизмещением 13,8 тонны, длиной 10,47 метра, шириной 1,9 метра, с 25-сильным электромотором, восемью подрывными зарядами по 100 килограммов, экипаж из трех человек – начали строиться в Италии еще до войны. Они предназначались для использования с борта других плавсредств, которые доставляли их в район цели. Затем они проникали бы в порт или на базу и ставили подрывные заряды. Для этого в экипаж входил специально обученный боевой пловец. Лодки этого класса были настолько секретными, что даже не включались официально в боевой состав ВМС.

Автором плана нападения на гавань Нью-Йорка был легендарный подводник Юнио Валерио Боргезе, ставший 1 мая 1943 года командиром Decima MAS — 10-й флотилии МАС, занимавшейся специальными операциями. Однако вместе с «Леонардо» погиб и единственный капитан, которого готовили к этой операции.

ЗА ГОД ДО этих событий шесть подлодок такого типа, но приспособленных к автономному плаванию, в мае 1942 года были доставлены в Констанцу. Оттуда они своим ходом перешли в Крым и базировались в порту Ялты. При этом они размещались во внутреннем ковше порта и были тщательно замаскированы. Но это не помешало 13 июня двум советским торпедным катерам совершить дерзкий рейд в Ялтинский порт и в результате торпедного залпа отправить на дно мини-подлодку СВ-5 вместе с ее командиром.

Однако оставшиеся в Крыму пять подлодок смогли серьезно нарушить коммуникации советского Черноморского флота. В ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет была потоплена наша подлодка Щ-203 «Камбала». Погибла вся команда в составе 46 человек. В 1950 году это судно было поднято. Его убийцей стала итальянская СВ-4. Другая «сверхмалютка» СВ-3 потопила еще одну советскую субмарину С-32.

В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ 1955 года разведывательные данные штаба Черноморского флота свидетельствовали о дрейфе нескольких итальянских торговых судов в акватории Черного моря. Именно 29 октября они дружно покинули пределы Черноморского бассейна.

А накануне, 28 октября, линкор «Новороссийск» вернулся из похода и занял место у бочки № 3. Благодаря неопытности старпома швартовка прошла нештатно, и корабль проскочил носовую “бочку” почти на половину корпуса. Выравнивание отложили до утра. В 1 час 30 минут в носовой части “Новороссийска” прогремел оглушительный взрыв. Как потом выяснилось, он был такой мощности, что пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В громадную (150 квадратных метров) пробоину хлынули потоки забортной воды. Разрушения пришлись на самую заселенную часть корабля — сразу же погибло до 175 человек. Но если бы взрыв задел один из артпогребов, на воздух взлетели бы еще и пять крейсеров, стоявших рядом. В борьбе за живучесть началась подготовка к буксировке линкора на отмель.

КАК РАССКАЗЫВАЕТ в своих исследованиях корабельный офицер Бар-Бирюков, весь Севастополь наблюдал эту драму. Отмечалось столетие первой обороны 1854 –1855 годов. На вручение ордена Красного Знамени Севастополю прибыли председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов и отдыхавший под Ялтой Хрущев. Примчавшийся на ЧП командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку. Это решение стало роковым. Линкор все быстрее уходил под воду. Приказ командующего возобновить буксировку запоздал — носовая часть корабля уже осела на грунт. Когда опять же с задержкой было принято решение об эвакуации, крен корабля начал стремительно нарастать. Плотные шеренги моряков, построившихся на юте в ожидании баркасов, стали скатываться за борт — в темноту. Им вдогонку, сокрушая все и всех, сорвавшись с креплений, полетели зенитные установки и другие механизмы. В 4 часа 14 минут линкор сначала лег на левый борт, а затем опрокинулся вверх килем. Все это сопровождалось тысячеголосым воплем ужаса...

КОГДА ВОДОЛАЗЫ обследовали корпус, характер разрушений показал, что линкор подорвали снаружи. По официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, это была донная магнитная мина или, судя по силе взрыва, связка мин. Мины такого типа выставлялись немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Однако к 1955 году источники электропитания вытраленных донных мин оказывались разряженными, а взрыватели почти у всех — неработоспособными. Поэтому вероятнее всего имела место диверсия. Линейный корабль “Новороссийск” – бывший итальянский линкор “Джулио Чезаре” (“Юлий Цезарь”), доставшийся после окончания Второй мировой войны советскому ВМФ в счет репарации. Накануне его передачи СССР в Италии открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом – вплоть до его затопления!

На высокую вероятность диверсии указывает и то обстоятельство, что взрыв под днищем произошел в самом уязвимом месте, не прикрытом противоминной защитой. Если кто-то и мог заложить заряд, то только тот, кто был хорошо знаком с акваторией бухты и устройством линкора…

Девиз, под которым сражались итальянские подводные диверсанты из знаменитой “Децима МАС” под командованием “черного князя” Валерио Боргезе, гласил “За честь и итальянский флаг”. Вероятно, совершенно неслучайно “Новороссийск” погиб в годовщину прихода к власти Муссолини?