№ 193 от 29 октября 2010 г.

Школа, где учиться хочется

Наше будущее
В коридорах Ворсовской общеобразовательной школы стены выкрашены яркими, солнечными красками, поднимающими настроение. Кабинет биологии уставлен вазонами с цветами и похож на оранжерею или тропический сад. В кабинете украинского языка и литературы за рядами парт воспроизведен интерьер старинной сельской хаты. О проблемах воспитания подрастающего поколения мы беседуем с директором Светланой Алексеевной Ивановой.

— Светлана Алексеевна, 20 лет жизни вы посвятили педагогической работе. Скажите, за годы так называемой независимости школьники сильно изменились?

— Они стали более активными и независимыми. Детям теперь доступен Интернет. В нашей школе около 70 процентов учащихся имеют дома компьютеры. А это значит, что ребенку доступна практически любая информация, он может, не выходя из квартиры, общаться с целым миром. В таких условиях учитель перестал быть единственным источником знаний, и теперь, чтобы завоевать авторитет учеников, педагог должен очень много знать и уметь.

— Наверное, вам, учителю истории, трудно доносить до ребят правду, ведь после 1990 года власть многое сделала, чтобы переписать историю.

— Если дети будут судить о прошлом только из учебников, они никогда не узнают историческую правду. На уроках я часто рассказываю о том, что видела своими глазами. Когда приходится сравнивать прежнюю жизнь и нынешнюю, я прошу поднять руки тех, у кого родители не имеют работы. Лес рук... “А раньше в нашем селе была ферма, тракторный парк, и без работы никто не сидел, — говорю я.— Делайте выводы, ребята, думайте, почему сейчас все иначе”. Я ничего им не навязываю, я хочу, чтобы они до всего доходили своим умом и не судили о жизни только по странице учебника.

— Как вы считаете, в нашей стране воспитанию детей и их здоровью уделяется достаточно внимания?

— Власть занята собой, а молодежь практически брошена на произвол судьбы. Возьмите хотя бы вопрос детской прессы. У школьников нет интересной и доступной газеты, какой была раньше “Пионерская правда”. А газета такая детям нужна.

Наш разговор прервали. Вошла учительница решить срочный вопрос. Узнав, что я из газеты, педагог поделилась наболевшим: “Многие школьные учебники по точным наукам написаны так сложно, запутанно, сухо, что детям очень трудно усвоить материал. Раньше учебники были проще, но давали ребенку больше нужной информации”.

Я поинтересовался, почему, по ее мнению, снизилось качество учебников.

Учительница высказала свою точку зрения. Коррупция и кумовство поразили все сферы жизни, не обойдя стороной и систему образования. Учебники теперь нередко пишут те, кто получил это право за “откат”, по блату, за “правильную” политическую ориентацию. Да и престиж науки за годы независимости так низко упал, что некоторые нынешние “профессора” и “академики” по уровню знаний не дотягивают даже до рядового преподавателя высшей школы советских времен. Такая ситуация возникла отчасти из-за того, что сейчас за деньги можно поступить практически в любой вуз и, особенно не напрягаясь, получить диплом. Примерно так же обстоит дело и с научными диссертациями. Дети все это понимают, что нередко отбивает у них желание настойчиво учиться.

— Но мы все равно обязаны достучаться до сердца каждого ребенка, донести правду, передать истинные знания, привить любовь к книге, уважение к истории своей страны и старшему поколению, — считает Светлана Алексеевна.

Разговор переходит на более приятные темы.

— Меня поразило ваше село, совершенно нетипичное для Украины. Улицы ровные и чистые, в домах газ, школа оснащена компьютерами не хуже многих столичных. Как это все стало возможно?

— Газифицировать село помогли депутаты-коммунисты. Депутаты от Компартии Александр Ткаченко, Николай Тимошенко и Владимир Яценко, выполняя просьбу сельчан, добились выделения почти 600 тысяч гривен на строительство подводного газопровода. А разводка по территории села осуществлена за деньги сельсовета.

...Мы со Светланой Алексеевной ходили по школе, и я видел улыбчивых первоклашек, которые с радостью фотографировались для газеты. Директор рассказала, что планирует организовать рядом еще и детский сад.

Покидаю этот храм науки с легкой грустью, но с надеждой, что еще вернусь сюда. Сейчас дико вспоминать, но в годы “оранжевого режима” были планы закрыть эту и еще несколько других сельских школ Житомирщины. Депутаты-коммунисты не позволили, и теперь эта замечательная школа работает, воспитывая умных и добрых ребят.

Малинский район, Житомирская область.