№ 178 от 06 октября 2010 г.

Как оформить авторское право

Домашний юрист

Валентин Антонович Волков, поэт, ветеран труда, кавалер ордена Дружбы народов из Новомосковска Днепропетровской области спрашивает, как юридически закрепить за собой авторское право на литературное произведение, какие документы и куда необходимо предоставлять. Этот же вопрос интересует и читательницу из села Бачмановка Хмельницкой области Веру Ивановну Нижник.

АВТОРСКОЕ право на произведение начинает действовать со дня создания произведения на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Для удостоверения авторского права на произведение автор в любое время может зарегистрировать свое авторское право в соответствующих государственных реестрах. Данную сферу регулирует Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах», а также постановление Кабинета министров Украины № 1756 от 27 декабря 2001 года. Регистрация авторского права и авторских договоров осуществляется Департаментом интеллектуальной собственности, действующим в составе Министерства образования и науки Украины. Для регистрации авторского права на литературное произведение необходимо подать заявку, которая должна содержать: заявление на украинском языке, составленное по форме, утвержденной Госдепартаментом; экземпляр литературного произведения (обнародованного или не обнародованного) в печатном виде языком оригинала на бумажном или электронном носителе; документ, свидетельствующий о факте и дате обнародования произведения; документ об оплате сбора за подготовку к регистрации авторского права или копия документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты сбора; документ об оплате государственного налога за выдачу свидетельства или копия документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты такого налога (подается в трехмесячный срок после получения решения о регистрации авторского права); доверенность (если заявка от имени автора или его наследника подается доверенным лицом) или ее копия; документ, свидетельствующий о переходе в наследство имущественного права автора (если заявка подается наследником автора).

Рассматривают заявку и принимают по ней решение на протяжении месяца от даты поступления в Департамент правильно оформленных документов. При возникновении сомнений относительно правдивости поданной информации Департамент может прислать заявителю запросы о предоставлении дополнительных документов, необходимых для принятия решения. В этом случае решение о регистрации принимается в течение двух недель от даты поступления дополнительных документов, но не позже двух месяцев от даты получения заявителем запроса. Если заявка отвечает всем предъявляемым требованиям, заявителю присылается решение о регистрации, в противном случае — обоснованное решение об отказе в регистрации. При этом документы, поданные для регистрации, заявителю не возвращаются.

Свидетельство выдается Госдепартаментом в течение месяца от даты регистрации. Оно выдается автору или лицу, имеющему авторское право, непосредственно или присылается по указанному в заявке адресу. Данное свидетельство дает исключительное право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование; исключительное право разрешать использовать произведение, передавать авторские права на него, передавать исключительное (неисключительное) право на использование произведения. Использование произведения другим лицом допускается только на основании авторского договора, о котором пойдет речь в следующем выпуске нашей рубрики.

юрисконсульт.