№ 175 от 01 октября 2010 г.

Шекспир наизнанку

По сравнению с лучшими советскими кинокартинами современные малочисленные отечественные фильмы страдают, если можно так сказать, нетрадиционной кинематографической ориентацией. Специалисты говорят, что все дело в отсутствии хороших сценариев. А испытывают ли театры дефицит современной драматургии? Об этом, как никто другой, знает заведующая литературно-драматургической частью Крымского академического русского драматического театра имени Горького Людмила Касьяненко.

– У ТЕАТРА аналогичные трудности, — говорит Людмила Григорьевна. — Качественных современных пьес очень мало. Художественный руководитель нашего театра Анатолий Григорьевич Новиков давно уже мечтает поставить масштабную современную пьесу. Но такая попросту не написана.

— Значит ли это, что у нас перевелись театральные драматурги?

— Нет, их предостаточно. По крайней мере, тех, кто себя таковым считает. На проходной театра меня постоянно караулят люди, предлагающие свои пьесы. Но этот материал, как правило, никуда не годится. Видите ли, драматургия и другие жанры литературы — далеко не одно и то же. Например, в романе или повести можно долго описывать переживания героев, их костюмы, обстановку, в которой они живут, и так далее. Театральная же пьеса прежде всего — структура динамичная. В ее основе — конфликт. Она должна развиваться по четким законам, которые со времен Эсхила (а он жил, как вы понимаете, 2,5 тысячи лет назад) не поменялись. В пьесе важен сюжет. Никаких развернутых описаний нет — лишь текст героев и точная краткая фиксация их действий: встал, пошел, сел... Как оказалось, такая творческая дисциплина многим пишущим людям не по плечу.

— В Украине есть учебные заведения, где готовят театральных драматургов?

— Нет. В Советском Союзе их, по большому счету, тоже не было. Драматурги выходили, как правило, из Литературного института. Но, как я уже говорила, литература и драматургия — разные вещи. Сегодня в Украине нет ни одной школы, где бы готовили театральных драматургов и сценаристов для кино и телевидения. В некоторых вузах лишь поверхностно преподают основы драматургии. Тем более обидно, что создание такой драматургической школы не потребовало бы больших затрат. Для этого не нужно строить дорогостоящих лабораторий. Ведь драматургия имеет дело со словом. По моему мнению, лучшими драматургами становятся выпускники филологических факультетов. Они ориентированы не столько на самовыражение, сколько на изучение лучших образцов мировой классики. Филологи пишут множество различных рефератов, курсовых, дипломную работу. То есть овладевают искусством правильно писать.

— Но ведь есть еще так называемые авангардные пьесы, где все перевернуто с ног на голову?

— Есть, и многие театры их ставят. Мы же придерживаемся традиций классической сценической школы. Хотя есть задумка поставить некоторые вещи из так называемой “драмы абсурда” Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско. Но вы затронули еще одну проблему. К большому сожалению, многие театральные режиссеры, особенно столичные, не заинтересованы в хороших современных пьесах, а стремятся лишь по-своему “прочитать” классические вещи, иногда вводя в спектакль откровенное непотребство. Получается такой себе Шекспир наизнанку. Конечно, каждый имеет право делать то, что считает нужным. Но, думаю, все равно надо держать себя в определенных рамках.

— Что вы можете посоветовать начинающим драматургам?

— Главное — много писать. И много переписывать. Потому что добиться результата можно лишь постоянным исправлением ошибок. Для этого ошибки нужно видеть, что приходит с опытом. Еще бы я посоветовала сразу не нести свою пьесу в театры. К сожалению, многие люди, что-то написавшие, в глубине души считают свое творение гениальным. И сильно обижаются, когда другие, ознакомившись с их трудом, высказывают иное мнение. Поэтому я бы порекомендовала начать с конкурсов пьес, которые иногда проводятся. О них можно узнать в Интернете. Я призываю прислушиваться к замечаниям опытных людей, потому что это во многом влияет на профессиональный рост.

Крым.

По выгодной цене аренда автокрана без дополнительной оплаты.