№ 171 от 25 сентября 2010 г.

140 лет под стук колес

Железнодорожный юбилей

23 сентября в 14.00 на Киевском центральном железнодорожном вокзале на глазах у сотен людей словно ожили кадры первого киносюжета братьев Люмьер. К перрону на малой скорости, свистя и громыхая массивными колесами, тяжело подползал пышущий клубами дыма паровоз с прицепом из нескольких старинных вагонов.

ИЗ РЕТРОПОЕЗДА высыпали пассажиры несовременного вида с музейными ридикюлями и картонками. Среди них выделялась небольшая группа важных господ с бородами и бакенбардами. Ими оказались выдающиеся деятели и первые управляющие Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД) второй половины ХІХ — начала ХХ века — Александр Бородин, Дмитрий Андриевский, Сергей Витте, Клавдий Немешаев и другие. Тут же к компании отцов магистрали присоединился нынешний ее начальник Алексей Кривопишин. Этим ярким теат­рализованным представлением начались мероприятия, посвященные 140-летию ЮЗЖД.

...Идея о сооружении железной дороги на юг России зрела с 30-х годов XIX столетия. Но лишь в мае 1868 года началось строительство Киево-Балтской железной дороги. Официальное ее открытие состоялось 7 июня 1870 года. В 11.30 из Киева отправился первый поезд, прибывший в Бирзулу (ныне Котовск) в 6.27 следующего дня. Так было положено начало Юго-Западной железной дороге, которая ныне стала целой системой транспортных артерий общей протяженностью около 6500 километров, связывающих центральные области Украины, Донбасс и Приднепровье с западными областями.

В мирные и военные годы ЮЗЖД трудилась на благо Оте­чества. Трудно представить, какое несметное количество грузов и пассажиров было перевезено по ее рельсам.

Среди тех, кто творил историю магистрали, немало славных имен — от руководителей до рядовых железнодорожников. К ним относится и машинист с сорокалетним стажем Вячеслав Георгиевич Борщ, который и привел диковинный состав к Киевскому вокзалу в день юбилея. Нельзя сегодня не вспомнить и стахановца Петра Федоровича Кривоноса, машиниста-новатора, рекордсмена по перевозкам в 30-е годы. В 50-70-е годы прошлого века он возглавлял Юго-Западную магистраль. За 27 лет его руководства (это абсолютный рекорд в истории управления дорогой) ЮЗЖД шла по пути поистине революционных перемен. Локомотивное хозяйство было переведено сначала на тепловозную, а затем на электрическую тягу, три четверти железнодорожных путей переложены на щебневую основу, активно внедрялись автоматические системы управления.

Не стоит на месте Юго-За­падная железная дорога и сегодня. Руками ее славных тружеников обновляются вокзалы и станционные комплексы, возрождается подвижной состав.

— Несмотря на сегодняшний автобум, железнодорожный транспорт по-прежнему остается самым надежным и безопасным, — убежден Вячеслав Георгиевич Борщ. — Так что у ЮЗЖД есть будущее.