№ 163 от 14 сентября 2010 г.

Главное звено цепи

Первого сентября «РГ» опубликовала интервью с известным экономистом, бывшим ответственным работником Госплана УССР Варварой Гусевой. Отметив, что нашей тяжело больной экономике срочно требуется перезагрузка, аналитик подчеркнула: успеха можно добиться только в том случае, если главным инвестором Украины станем мы сами. «Поверьте, если и дальше пойдет, как сейчас, скоро нечего (потому что не за что) будет и развивать. И никакие внешние кредиты, никакой «посторонний» инвестор не поможет», — сказала Гусева.

Публикация вызвала большой интерес у читателей. В письмах, телефонных звонках в редакцию они просят продолжить разговор и интересуются: кто конкретно должен выступить здесь главным «спонсором»? Где то звено, взявшись за которое, мы смогли бы вытащить всю ржавеющую цепь отечественной экономики, обеспечить ее модернизацию и подъем? С этого вопроса мы и начали очередную встречу с экспертом…

Почему теперь не получается

– В ПРИОРИТЕТНОМ порядке необходимо решить судьбу украинских нефтеперерабатывающих заводов. Это сегодня наш главный резерв, — отвечает Варвара Даниловна. – Дело в том, что в наследство от УССР капиталистическая Украина получила шесть отличных заводов, способных за год переработать 62 миллиона тонн сырой нефти. А еще – завод по производству смазок и масел. Вся продукция, которую может выпускать этот мощный производственный комплекс, высоколиквидная и способна давать хорошую прибыль.

В Советской Украине так и было. Заводы работали стабильно, мощность их использовалась на 95 процентов. Количество бензина, дизельного топлива, других нефтепродуктов, которые здесь вырабатывались, не только полностью обеспечивало потребности республики, но и позволяло значительную ее часть экспортировать. Заводы работали с высокой рентабельностью, обеспечивающей расширенное воспроизводство — непрерывное возобновление социально-экономических процессов, в частности производства материальных благ и услуг. В государственный бюджет поступали огромные доходы от прибыли предприятий и реализованного сбытовыми структурами чистого дохода в форме налога с оборота.

— Почему же теперь так не получается?

— Видимо, не понимая важности сохранения такого комплекса в руках государства, нынешняя буржуазная власть за бесценок продала нефтезаводы частному капиталу. Приведу лишь один пример. Лисичанский нефтеперерабатывающий завод при стартовой цене 48,5 миллиона гривен был продан (67,41 процента акций) компании «ТНК-Украина» всего за 50 миллионов гривен. Налицо не только заниженная стартовая цена, но и «подработка» условий конкурса под транснациональную корпорацию, иностранного инвестора.

Работаем хуже


– ЭТО помогло нам?


— Только если говорить в переносном смысле и с сарказмом. На самом же деле мы получили кучу дополнительных проблем и потерь. Судите сами. Согласно договору, «ТНК-Украина» должна была обеспечивать загрузку производственных мощностей завода в объеме четырех миллионов тонн сырой нефти в год. А в советское время те же мощности перерабатывали 23 миллиона тонн! Ну, что это?.. Провальной, иначе не скажешь, получилась приватизация поистине золотого объекта.

— Печально…

— И становится еще печальнее, когда узнаешь, что в подобном положении очутились все наши НПЗ. Все нефтезаводы Украины были приватизированы путем шантажа и банкротства (чтобы купить их по дешевке). На протяжении многих лет их мощности используются не больше чем на 15–20 процентов. В несколько раз, естественно, сократился и выпуск весьма ликвидной, повторяю, продукции.

— Однако бензин на украинских заправках все же есть?


— Так-то оно так. Но, во-первых, чей это бензин, а во-вторых, — по какой цене? С помощью коррупции в эшелонах центральной власти олигархи переориентировали страну на импорт бензина и дизтоплива. Создав искусственный нефтяной кризис, они развалили украинское производство, разрушили важнейшую отрасль и сделали так, чтобы импорт (не что-нибудь другое) стал главным цено­образующим фактором. Транснациональные корпорации, стремящиеся к наивысшим прибылям и диктату на рынке нефтепродуктов, оказались в выигрыше. А нам досталась дикая стоимость бензина и дизтоплива и прямо связанная с этим жуткая продовольственная инфляция. Колоссальное подорожание практически всех продуктов…

Кому это на руку
– ЕСЛИ посмотреть на ситуацию с «денежной точки зрения», то следует сказать, что в результате приватизации нефтезаводов Украина потеряла сотни миллиардов долларов, создававшихся на НПЗ в виде прибыли и налога с оборота. А следствием этого стал хронический недостаток государственных инвестиций в развитие и модернизацию украинской индустрии, всей экономики страны, — констатирует Гусева.

— И куда же делись эти столь необходимые стране средства?

— Их присвоили вместе с основными фондами предприятий, узаконив это так называемой приватизацией, новые владельцы заводов. Производство, как и все у нас, приходит с течением времени в далеко не лучшее состояние. Новое правительство заявило, что будет создавать условия, необходимые для реконструкции, обновления кое-как работающих НПЗ. Но какие именно это будут условия, не сказано. Уверена, что ничего и впредь не скажут. Ведь для настоящей модернизации нефтезаводов надо непременно возвратить их в государственную собственность. Иностранный, транснациональный владелец предприятий заинтересован в другом. Ему важно выжать из наших заводов все, что можно. Затем он их бросит. Ему так проще, дешевле, а потом найдутся другие…

— Что еще следовало бы сделать, чтобы украинская нефтепереработка стала эффективнее и жизнь в стране улучшилась?

— Необходимо узаконить механизм, гарантирующий, что часть сверхприбыли выше нормативной рентабельности продукции переработчиков должна инвестироваться в развитие производства и на повышение оплаты труда работающих. А сверхприбыль, превышающая нормативную рентабельность нефтетрейдеров, в полном объеме должна поступать в доходную часть бюджета.

Чтобы не свалиться в пропасть

– СЕГОДНЯ решается судьба не только украинской нефтеперерабатывающей промышленности, но и всего государства. И время не ждет, — подводит итог разговору Варвара Даниловна. — Если мы не хотим свалиться в пропасть, надо срочно определиться с моделью работы украинского топливного рынка, сориентировать развитие отрасли на внутреннее производство. Собственная переработка наполнит бюджет страны хорошими доходами, резко увеличит количество рабочих мест. Миллиардные доходы общественного фонда можно будет направить на общегосударственные нужды. Появится возможность успешно решить важнейшую для народа задачу: в полном объеме обеспечить сельское хозяйство относительно дешевыми горюче-смазочными материалами, что безусловно приведет к снижению стоимости продуктов.

Ну а еще мы должны убрать сегодня НДС, заменив его налогом с оборота. А вот прогрессивные налоги на крупную частную собственность (включая недвижимость, предметы роскоши, сверхдоходы и миллионные состояния) стоило бы запустить. И еще. Огромную пользу стране и народу принес бы возврат в государственную собственность не только НПЗ, но и земли, леса, транспорта, всех видов природных ресурсов, экспорта зерна, винно-водочного и табачного производств.