№ 158 от 07 сентября 2010 г.

Хватит нас зомбировать!

ДВЕ наши публикации о телерекламе вызвали обильную читательскую почту — “Нет свободы на телевидении” (“РГ” № 97 за 2 июня 2010) и “Насилие над зрителем” (“РГ” № 137 за 4 августа 2010). Анастасия Калюжна из поселка Беловодск Луганской области, Наталья Колоколова из Мариуполя Донецкой области, Анатолий Марченко из Новомосковска Днепропетровской области, Анна Шаталова из Ильичевска Одесской области, Анна Макар из села Красновка Волновахского района Донецкой области, Раиса Боровская из Белгорода-Днестровского Одесской области, Александр Ковницкий из Балаклеи Харьковской области, написавший по поручению нескольких своих знакомых, Елена Мельникова из Килии Одесской области и многие другие читатели дружно возмущаются низким художественным уровнем и назойливостью телерекламы, которая бестактно прерывает кинофильмы и телепередачи, мешает людям спокойно отдыхать, насилует их мозги. “Хватит нас зомбировать!” — требует в своем письме Иван Червоненко из Харькова. Он предлагает немедленно провести всенародный референдум по поводу телерекламы, запретить прерывать кинофильмы рекламными паузами, выделить для рекламы специальный телеканал и создать общественное телевидение, свободное от любой коммерческой деятельности, которое бы занималось только информированием людей и воспитанием их в духе патриотизма. Эту идею поддерживает подавляющее большинство наших читателей, откликнувшихся на публикацию.

По данным социологов, основная масса телезрителей воспринимает рекламу на телеэкране как негативное явление. Лишь 10-15 процентов зрителей к рекламным паузам приспособились, смотрят их без возмущения или просто переключают канал. Но у большинства зрителей реклама вызывает отвращение, и, как показывают исследования, более половины граждан принципиально не покупают товар, который рекламируется. Объясняется это тем фактом, что украинский рынок наводнен импортными товарами низкого качества, а специалисты в области рекламы за деньги готовы расхваливать что угодно. Поверив рекламе и приобретя плохой товар, потребители стали недоверчивыми. Чтобы их увлечь, нужны нестандартные художественные решения рекламистов, но по уровню мастерства, как считают специалисты, украинской рекламе очень далеко до европейской. Не потому ли она компенсирует навязчивостью дефицит опыта и таланта?

В результате страдают зрители, но хозяева телеканалов по-прежнему обрушивают на наши мозги мутные потоки коммерческой рекламы. Ведь прибыль она приносит колоссальную. Например, только с 4 по 10 января этого года телеканалы заработали на политической рекламе более 80 миллионов гривен. Когда на одной чаше весов такие деньги, а на другой — пожелания зрителей, кто будет считаться с мнением простых людей?

Такая ситуация вынуждает людей бороться, отстаивать свои права. Возмущенные граждане звонят в телестудии, пишут письма хозяевам телеканалов, обращаются в редакции газет, в парламент, добиваются создания общественного телевидения, свободного от коммерческой рекламы. Эта борьба порой успешна. Например, Коалиция общественных организаций “За свободную от табачного дыма Украину” пресекла попытки “табачных и водочных королей” возобновить рекламу табака и алкоголя на телевидении.

Но проблема настолько остра и актуальна, что к ее решению подключилось высшее руководство страны. Президент Украины Виктор Янукович заявил, что гуманитарный совет создал концепцию развития общественного телевидения, а рабочая группа “изучила, как общественное телевидение функционирует в других странах мира”. По словам Анны Герман, вероятно, это будет “негосударственная неприбыльная организация”, учрежденная Фондом госимущества. Очень важно, что коммерческие каналы выразили готовность предоставить компенсационные платежи общественному телевидению в случае, если оно добровольно откажется от размещения у себя рекламы. Если это предложение реализуется, то в Украине появится телевидение, полностью свободное от коммерческих интересов, несущее людям полезную информацию, поднимающее важные проблемы нашей жизни и не раздражающее назойливой, как комар, телерекламой.