№ 155 от 01 сентября 2010 г.

Хорошая профессия электромонтер

НАКАНУНЕ 1 сентября мы побывали в Киевском профессиональном электромеханическом лицее и поинтересовались, чем живет ныне учебное заведение, готовящее рабочие кадры для предприятий.

— У нас двойной праздник — начало учебного года и 70-летие лицея. Он был основан как ФЗУ при станкозаводе и входил в тройку учебных заведений СССР, которые готовили профессионалов не на учебных пособиях, а на выпуске сложной продукции, — рассказывает старший мастер Михаил Петренко, сам в прошлом работник этого завода. — Мы выпускали токарно-винторезные станки 16-Б-16. В своих мастерских делали около сорока станков в год. Некоторые детали нам привозили по кооперации. Но обработку основной массы деталей и всю сборку ребята выполняли сами. Занимались учащиеся и техническим творчеством. Получили золотую медаль на ВДНХ в Москве за свои модели.

Сегодня преподавательскому составу лицея тоже есть чем гордиться.

Когда, например, Вадиму Горностаю вручили диплом об окончании лицея, в котором записано, что он теперь электромонтер четвертого разряда, то представитель киевского станкостроительного концерна “Веркон” (бывший завод станков и автоматов имени Горького) приглашал его к ним работать.

— Будем платить тебе по пятому разряду!

— Но другая фирма, которая занимается охранно-пожарными системами, перехватила его более высоким заработком, — рассказывает наставник Вадима, мастер производственного обучения Александр Говорун.

Многим предприятиям нужны рабочие руки. И желательно такие, каких готовят в электромеханическом лицее. Ведь из того же, образно говоря, “гадкого утенка”, каким к ним пришел Вадим, здесь вырастили “прекрасного лебедя”. На Всеукраинском конкурсе электромонтеров-учащихся профтех­училищ Горностай занял третье место. А Валерий Косарицкий удостоился первого места на Киевском городском смотре-конкурсе автослесарей. Есть и другие подобные примеры.

В лицее готовят электромонтеров по ремонту и обслуживанию промышленного электрооборудования, электромонтеров охранно-пожарной сигнализации, автослесарей, а также автослесарей-токарей и автослесарей-фрезеровщиков, операторов компьютерного набора, агентов по снабжению.

— Мы были первыми в Украине среди профтехучилищ, которые освоили специализацию по охранно-пожарным системам, системам видеонаблюдения, — рассказывает Михаил Владимирович. — Могли бы готовить и механиков по лифтам, что очень актуально, но не можем набрать группу. Когда-то выпускали станочников широкого профиля, токарей-операторов станков с числовым программным управлением. А теперь на них нет спроса. Лицей тесно связан с рынком труда, и в подготовке специалистов нужна заинтересованность работодателей и поддержка городской власти.

А пока директор лицея Анатолий Колыхан, его коллеги делают все, чтобы найти предприятия, где металлообработка еще жива. Тогда можно будет готовить металлистов. Ныне сотрудничают с Авиационным научно-техническим комплексом имени Антонова.

Без работы выпускники лицея не остаются. Те же СТО сегодня на каждом углу. И авто­слесари за свое будущее не волнуются. Нарасхват и выпускники-электромонтеры.

— Это вообще профессия замечательная, — подтверждает Александр Говорун. — Электромонтер может работать в любом месте — на предприятии, в организации, в жэке, квартире.

В этом году при плане набора 300 человек в училище на время нашего визита было зачислено 300. Но в приемной директора еще стояли парень и девушка с заявлениями о приеме.

— С каким настроением вы встречаете новый учебный год? — спрашиваю Михаила Петренко, который еще является членом правления Киевской ассоциации работников профтех­образования.

— С большими вопросами к руководителям отрасли. Когда-то в столице было 50 профтех­училищ, теперь 30. А этим летом еще три училища строительного профиля реорганизовали и объединили в одно. К тому же все меньше и меньше выделяется средств на ремонт и материальную базу. А нашу материальную базу давно пора обновлять. В XXI веке живем. Но в будущее мы все равно смотрим с оптимизмом по той простой причине, что ни одно государство не может существовать без профессионально-технического образования. Есть рабочие руки — есть промышленность. Есть промышленность — есть страна.