№ 154 от 31 августа 2010 г.

О цветочках и разных там нежностях

С началом занятий в школах возобновляются и волнения родителей по поводу питания детей. Перекусы на ходу, употребление вредных чипсов и сладкой воды ведут к нездоровью. По данным Минздрава, заболеваемость подростков в течение последних пяти лет возросла на девять процентов. Об этих проблемах задумалась мама, ведущая дневник.

Среда, 18 августа


ЕСЛИ БЫ школьные будни ограничивались моей заботой о выполнении детьми уроков! Но с 1 сентября еще начинается борьба за нормальное питание.

— Съешьте хоть капельку! — уговариваю по утрам сына и дочку. — Не хотите каши, возьмите бутерброд, сладкий сырок.

Оба сидят и кривятся. Я понимаю: они не выспались, есть не хотят. Однако до школьного завтрака далеко. А в обед дочка в столовой почти ничего не ест. Говорит, невкусно.

А какая учеба на голодный желудок?


На родительском собрании врач-педиатр объясняла, что многие дети не получают ту норму белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, которая необходима для нормального роста, хорошего самочувствия и высокой работоспособности. А если по каким-то причинам один компонент пищи преобладает, то можно говорить о нерациональном питании.

Я вспомнила, что бывает в нашей семье. Из месяца в месяц — курица, недорогая колбаса, гречневая каша, картошка, вермишель, яйца. Творог и молоко дочка терпеть не может. Зато чипсы ей подавай в огромных количествах.

С сыном легче. Он любит все. Потому и более крепкий. А дочка — бледная, слабая, быстро утомляется.

— Дома дети употребляют много углеводов: каши, макароны, хлеб, — говорила врач. — В школе перекусывают сдобой или сладостями, которые продаются в буфетах. Мало занимаются спортом, а многие не посещают даже уроки физкультуры и потому имеют риск получить избыточный вес. Чем раньше у детей развивается ожирение, тем сложнее с ним бороться, а иногда и невозможно. Тот же дефицит белков снижает не только работоспособность, но и интеллектуальный уровень. Нехватка кальция, железа, цинка, йода приводит к анемии, снижению зрения и слуха, ухудшению способности к обучению. А потом мамы бегают по врачам и не понимают, откуда все это взялось. Не говорю уже о красителях, ароматизаторах, консервантах, которыми пищевая промышленность щедро снабжает свою продукцию. Они вовсе недопустимы в питании школьников.

— Мне некогда готовить. А фаст-фуд — это удобно, и я хожу с ребенком в Макдональдс. Он любит, — заявила одна мамочка.

— Может, и удобно. Только для детей вредно.

— Для многих семей полноценное питание упирается в финансы, — заметила другая.

— Это с одной стороны. А с другой, нужно выбирать: или папе купить новую удочку, а маме кофточку, или ребенку рациональное питание. Тем более что оно не обязательно дорогое.

Понедельник, 23 августа

И ЕЩЕ проблема, которая меня волнует. Целые пласты отечественной и зарубежной культуры проходят мимо детей. Всему другому мы их более или менее учим.

— Я выбрала математическую школу, — рассказывала мне знакомая, которая ведет сына в первый класс. — Он мальчик, и всякие там цветочки и нежности ему не нужны.

Как она ошибается! Исследования ученых последних лет в области физиологии мозга просто поразительны. Американцы доказали, что семилетние ребятишки, которые отставали в детском саду от сверстников, благодаря занятиям музыкой и живописью догнали их в чтении, а в математике обогнали. Швейцарские и австрийские специалисты ввели для детей от 7 до 15 лет занятия музыкой за счет часов математики и языков. Те, кто обучался по такой программе, за три года не только не отстали от ровесников, проходивших обычную программу, но, наоборот, показали такие же знания по математике. А в языках преуспели намного больше.

Специалистами разработаны советы для развития детей всех возрастов. В них подчеркивается, что креативность начинается с желания ребенка исследовать окружающий мир. Не стоит пресекать такие попытки малышей. С раннего возраста надо давать ребенку игрушки и детские книжки, независимо от того, понимает он их назначение или нет, включать классическую или хорошую эстрадную музыку, фольклор, джаз, духовную музыку, а не только детские песенки. У ребенка уже полутора лет появляются свои музыкальные предпочтения. И не надо его торопить. Пусть слушает, смотрит, впитывает.

Не останавливайте его, когда он неумело танцует или невпопад подпевает артисту. Не отмахивайтесь, когда “сочинил песенку”. Дошкольники и младшие школьники любят экспериментировать со звуками. И если у вас нет пианино или синтезатора, пускай ребенок играет на ложках, бутылках, кастрюльках.

Водите его на концерты. Хотя бы на выступления самодеятельных артистов, которые обычно бесплатны. И дома устраивайте свои оперные спектакли.

Выбирая игрушки, не надо гнаться за их сложностью. Простые мячики, кубики больше развивают мышление и воображение, чем навороченные, дорогие забавы. А более старшим ребятам лучше вообще не покупать электронные игрушки. Те, где надо только нажать на кнопочку, чтобы поезд или машина ехала, развивают привычку следовать инструкциям, но не воображению. Машина на веревочке поедет не только по кругу, но и туда, куда пожелает юный водитель. Простую же деревянную или картонную игрушку можно каждый раз красить в новый цвет.

Хорошо, если ваше дитя будет посещать музыкальную школу. Не обязательно “делать” из него второго Горовица или Спивакова. Музыка поможет ребенку развить его ум и сердце. Ходите с детьми в музеи, обсуждайте увиденное. Не избегайте театров. Их сила в том, что они действуют сразу на зрение и на слух. Но многие ограничиваются цирком.

Хорошо бы записать ребенка и в театральный кружок.

Не выбрасывайте старые платья и вещи. Играть с ними детям нравится больше, чем с игрушечными нарядами. Девочки мастерят себе необычные одежды, мальчики обставляют комнату под ретро. Словом, методов много. Надо только захотеть их использовать.

С реальной скидкой шатер на свадьбу зеленоград по низкой стоимости.