№ 136 от 03 августа 2010 г.

Кто заплатит за шофера

Безопасность на дорогах

Министерство транспорта и связи инициировало в Верховной Раде изменения к Закону Украины “Об автомобильном транспорте”. Если в Раде изменения поддержат, то международным автомобильным перевозчикам придется раскошелиться...

Европейский стандарт

ИНИЦИАТОРОМ вероятных нововведений выступила Глававтотрансинспекция, структурная единица министерства, призванная обеспечивать, в частности, безопасность грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Судя по имеющейся информации, инспекция предлагает ужесточить санкции против международных перевозчиков, у которых на автомобилях отсутствуют тахографы — приборы, контролирующие соблюдение водителем режима труда и отдыха в пути. В случае принятия Радой предлагаемых изменений применение тахографов станет обязательным для всех транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, а стоимость штрафов за их отсутствие увеличится до 500 необлагаемых минимумов уже с конца этого года.

Сделать это предлагается во исполнение так называемого Соглашения ЕСТР, регулирующего соблюдение режимов труда и отдыха водителей в Европе и подписанного большинством стран континента. Украина присоединилась к нему еще в 1995 году. С этого момента перевозчики страны фактически подключились к общеевропейской системе обеспечения безопасности перевозок автотранспортом. Решение о присоединении к ЕСТР заставило работодателей четко придерживаться европейских нормативов, которыми регламентируется время нахождения водителей за рулем. И вот — новый жесткий регламент.

«Цифра» с интересом

ДО СИХ пор нас во многом “спасало” то, что новые автомашины изначально комплектуются тахографами, а на технику, которая не была ими укомплектована, необходимые устройства ставили либо выводили машины на внутренние перевозки. То есть украинские перевозчики нашли относительно простой и доступный способ не конфликтовать с европейскими нормами и осуществлять международные рейсы. Теперь все участники зарубежных перевозок без всяких “скидок” и “вариантов” должны будут иметь тахографы.

Большинство опрошенных водителей позитивно относятся к ужесточению санкций по этому оборудованию. Более того, они предлагают ввести тахографы не только на международных маршрутах, но и на внутренних. Это, по их мнению, позволит полностью решить проблему сверхнормативной работы водителей.

Все бы хорошо. Но по устоявшейся традиции, в любом, даже самом положительном предложении у нас кроется чей-то коммерческий интерес. В нынешних предложениях изменений тоже есть такой подводный камень: в виде предложения о переходе с аналоговых тахографов на цифровые, начиная с 2011 года. Подобными аппаратами сегодня оснащено не более четырех процентов наших грузовиков. Установка каждого нового обойдется, как минимум, в восемь тысяч гривен. И в ситуации, когда отрасль не может преодолеть последствия кризиса (а это признают и в Минтранссвязи), требования перейти на “цифру” приведет к необоснованному изъятию средств со счетов атопредприятий.

Более того, в стране даже нет соответствующей базы для установки, калибровки и последующего обслуживания подобной цифровой аппаратуры. Свыше полутора сотен фирм продают ее, но не более 50 могут устанавливать. По словам перевозчиков, знающий специалист может установить за смену не больше трех-четырех устройств. В Украине же будет нуждаться в замене свыше 20 тысяч грузовиков и автобусов. Несложно предсказать, что в условиях повышенного спроса цена на установку поднимется далеко за восемь тысяч гривен.

Разумеется, можно ссылаться на то, что в Европе на “цифру” переходят уже в этом сентябре и что аналоговыми можно будет пользоваться еще два года с момента последней калибровки. Проверку состояния тахографов инспекция хочет взять на себя. Остается только выяснить, кому выгодна спешка с переходом на “цифру” и почему за это должны расплачиваться владельцы автотехники, которые и так на грани выживания.