№ 127 от 20 июля 2010 г.

Обмана нет — есть невнимательность

Продолжая тему

НЕКОТОРЫЕ наши читатели недовольны рекламными объявлениями, опубликованными в «РГ». Особенно много претензий к деятельности фирм, которые рассылают товары по почте, а для привлечения покупателей проводят через газеты розыгрыши ценных призов.

«Обращаюсь к вам с просьбой помочь мне получить свой выигрыш. Я выиграл, как мне написали, сперва 150.000 гривен, потом — 80.000. Но никакой суммы я не получал. Мне 70 лет, я отработал 42 года и не заслуживаю такого обмана», — с обидой и возмущением пишет наш читатель Федор Николаевич К.

О ситуации, в которой оказался Федор Николаевич, «РГ» неоднократно писала. Вспомним хотя бы две последние публикации («Все продавцы товар свой хвалят» от 29 января 2009 года и «Нужно ли на зеркало пенять?» от 22 января 2010 года). Видимо, Федор Николаевич не читал их или просто бегло просмотрел, не вникая в содержание. Придется повторить то, о чем говорили неоднократно.

В Украине в последние годы между фирмами, рассылающими товары по почте, не прекращается жесткая конкуренция, идет борьба за каждого клиента, и ради привлечения покупателей многие продавцы проводят розыгрыши ценных призов. Нередко, чтобы разжечь азарт, используют такую уловку. Присылают сертификат, на котором написано примерно так: «Уважаемый Иван Иванов! Если ваш сертификат выиграет, мы вам с радостью напишем — Иван Иванов выиграл автомобиль «Джип»!

Первую часть объявления, где речь идет об условиях розыгрыша, пишут мелким шрифтом. Вторую часть, где обещают выигрыш, набирают крупными буквами, и невнимательный читатель на первую часть текста даже внимания не обращает, считая, что уже выиграл машину.

Есть и другие уловки. Например, сначала напишут, будто вы выиграли денежный приз, а в конце сертификата припишут: условия розыгрыша надо искать в Интернете на таком-то сайте. Человек, который не знаком с компьютером, конечно, никогда этих условий не прочитает и будет наивно думать, что уже выиграл.

Подобные хитрости, строго говоря, нельзя назвать мошенничеством, ведь закон не запрещает коммерсанту, давая объявление, использовать разные шрифты, расхваливать свой товар, а также разжигать у покупателей жажду обогащения, азарт. Невнимательные и наивные люди, прочитав подобное объявление, сами себя вводят в заблуждение. Так и произошло с Федором Николаевичем. Он прислал нам копию своего «выигрышного» сертификата, где четко написано: «В случае если вы будете объявлены главным победителем, мы сможем вам сообщить следующее — Уважаемый Федор Николаевич! 80 000 гривен предназначены для Вас! Примите наши искренние поздравления!» О каких деньгах идет речь? Только о возможном выигрыше, но Федор Николаевич решил, что деньги он уже выиграл, а их кто-то подло прикарманил.

Мы много раз писали о подобных ситуациях, пытаясь уберечь невнимательных читателей от возможных разочарований. Хотя закон не обязывает нас делать это, ведь за качество и достоверность рекламы отвечают рекламодатели, а газета к их числу не относится — мы лишь распространители рекламы.

По подсчетам отдела писем «РГ», таких недовольных, как Федор Николаевич, среди наших читателей всего 0,2 процента. Благодаря доходам от рекламы мы, несмотря на постоянное подорожание полиграфических услуг и бумаги, удерживаем низкую цену на подписку и остальные 99,8 процента наших читателей имеют возможность за относительно небольшие деньги получать ежедневную газету с телепрограммой. Купите в киоске любую другую газету такого объема, сравните с «РГ» и убедитесь, что по цене наше издание самое доступное. Если же полностью отказаться от рекламы, стоимость подписки придется повысить в 8–10 раз. Просто каждый раз внимательнее знакомьтесь с рекламными материалами, чтобы не ввести себя в заблуждение.