№ 126 от 16 июля 2010 г.

Город гончаров

Опошня — одна из самых известных точек на карте Полтавщины. Этот небольшой поселок гордо именуется столицей гончарного искусства Украины. Местным жителям повезло. Доисторические тектонические процессы подарили им уникальную, с голубым оттенком, глину, податливую, как пластилин, идеальную для работы и для обжига. Она-то, превращаясь в руках искусных гончаров в замечательные изделия, и принесла Опошне мировую славу.


Крутись, гончарный круг!


КТО ПЕРВЫЙ спешился здесь (от этого слова, по одной из версий, и происходит название городка), кто первый нашел глину и слепил первый сосуд — неизвестно. Но доподлинно известно, что с тех незапамятных времен эта глина, так сказать, кормит опошнян, а гончарное ремесло, со временем превратившееся в искусство, давным-давно стало местной достопримечательностью. Веками совершенствовалось мастерство опошнянских гончаров. Каждое новое поколение перенимало его секреты. В результате здесь появились целые династии мастеров — Селюченко, Пошивайло, Омельяненко, Китриши.


Еще на подъезде к городку встречаются многочисленные придорожные керамические “развалы”, а уже в самой Опошне понимаешь, что попал в царство керамики.


У ворот многих домов выставлена для продажи всякая гончарная всячина — чугунки, ковшики, макитры, чашки, напольные вазы, даже свистульки. На заборах и плетнях, на сучьях деревьев перевернутые вверх дном глечики украшают дворовой пейзаж. Газоны “населяют” диковинные полумифические глиняные львы и бараны. Скоро от всего этого начинает рябить в глазах, а во сне, как маячащий поплавок после долгой рыбалки, приходят керамические видения.


Издревле гончарное дело считалось сакральным искусством. Позже согласились с тем, что не боги горшки обжигают. Но самые знаменитые мастера Николай Пошивайло, Василий Омельяненко, Михаил Китриш работают, что называется, как боги. И почитают их соответственно.


Каждый уже при жизни увековечен в мемориальных досках на стене Национального музея гончарства и в экспозициях фамильных музеев-усадеб.
Июль в Опошне, как, впрочем, в этом году почти по всей Украине, выдался жарким и дождливым. “Земля уже квакает”, — сказала одна из моих случайных собеседниц. С утра парит, а к обеду или чуть позже внезапно срывается мощный ливень. Бурные потоки мутной воды сбегают по кривым улочкам и переулкам, обнажая по канавам знаменитую глину и вымывая из земли тысячи черепков, которые Николай Гаврилович Пошивайло называет “советским культурным слоем”.


В Опошне был керамический завод, который, увы, не пощадили разрушительные перемены конца 80-х — начала 90-х. Когда еще не было асфальта, эти черепки (брак, бой, словом, отходы производства) тоннами вываливали на дороги, чтобы грязь не месить. Интересно, что время никоим образом не портит стойкие краски орнаментов и структуру материала. Всякий турист, побывавший в Опошне, увозит с собой на память, кроме полноценных изделий, и эти “ископаемые” черепки.

 


Завод погиб, но мудрые опошняне не опустили руки. “Крутиться гончарному кругу! Пылать гончарному горну!” — решили они. Весь городок превратился в музей и одновременно огромную мануфактуру. А кроме того, вскоре появилось в Опошне уникальное учебное заведение — Коллегиум искусств, дабы не переводился славный род гончаров.


Коллегиум искусств


– В КОНЦЕ 70-х годов это была самая обычная восьмилетняя школа, — рассказывает директор коллегиума Людмила Овчаренко, — Потом она стала средней, а в 1998-м была преобразована в коллегиум искусств — единственное в Украине, а может, и в мире среднее общеобразовательное учебное заведение, в котором гончарное дело стало обязательной дисциплиной. Кроме того, среди привычных дисциплин обычной школы в расписании уроков — история искусств, композиция, рисунок, теория цвета. Когда-то на этом месте стояла Покровская церковь. Ежегодно 14 октября, в праздник Покрова, мы отмечаем День художника. Самые маленькие ученики, шестилетки, к этому дню должны сделать свою первую работу. Уникальность коллегиума и в том, что его ученики имеют возможность общаться с талантливыми местными мастерами, наследуя опошнянскую гончарную традицию.


По словам Людмилы, не обязательно каждый из выпускников коллегиума становится профессиональным гончаром, но считается, что овладеть азами этого искусства — дело чести каждого жителя Опошни.


Такой подход — все равно что, к примеру, массовый спорт. Из сотен учеников выявляются самые талантливые. Для прочих это приобщение к местной истории и культуре, которое так важно для формирования чувства малой родины.


Завуч по воспитательной работе Елена Пиляй показывает территорию коллегиума — можно сказать, своеобразный музей под открытым небом. А потом мы спускаемся в заповедные подвалы. Здесь — нечто вроде музея-хранилища, в котором сконцентрирована история прежней и нынешней гончарной Опошни. Старинные вещи найдены в керамологических экспедициях. Все остальное — дело рук современных мастеров и питомцев коллегиума. Высшая награда для ученика — если его работа попадает в это собрание.


Фестиваль


СТОЛИЦА украинского гончарства живет активной жизнью круглый год. Многочисленные выставки, керамические симпозиумы и чтения, экскурсии для приезжих. Но славу самого яркого события по праву стяжает Международный молодежный фестиваль гончаров, который проводится здесь уже несколько лет на базе коллегиума в конце июня — начале июля. В эти дни все помещения коллегиума и прилегающие к нему территории превращаются в разноголосую и разноязыкую веселую творческую мастерскую. Чтобы почувствовать опошнянскую глину и перенять особенности традиционной опошнянской росписи, сюда съезжаются молодые гончары со всей Украины, а также из России, Румынии, Молдовы, Беларуси.
Приезжают на фестиваль и выпускники коллегиума прошлых лет, ныне студенты самых престижных художественных заведений Украины.
Лили Пресекару из Молдовы старается не пропустить ни одного фестиваля. Ее восхищает открытость опошнян и их внимательное отношению к народной традиции. Денис Дезиденко и Аня Медведзева из Беларуси на фестивале впервые. По их словам, мастер-классы местных мастеров — это настоящая школа. Они счастливы поработать здесь и, кроме того, в восторге от опошнянских пейзажей. Юлию Платонову из Санкт-Петербурга более всего поразили свойства опошнянской глины.


— Обязательно немного повезу домой, покажу друзьям-гончарам, — говорит она.


Кстати, местной глине приписывают и целебные свойства.


Руки, говорят гончары, от нее не страдают. Напротив — очищаются. А если ранка на руке небольшая — посидишь у гончарного круга, глядишь, и затянулась.