№ 125 от 15 июля 2010 г.

Политики воюют — билборды летят

Рекламные щиты в Луганске резали ночью. 287 “больших досок” исчезли с лица города. Незадолго до начала кампании по выборам в местные советы луганчане восприняли это как “грязные конкурентные игры” со стороны “регионалов”. Рейтинг падает, что ли?


Хорошие дела ночью не делаются


ТАКОЕ рвение местных властей достойно восхищения: еще бы, столько лет читать мантры о святости частной собственности, неприкасаемости бизнеса. Одно только кафе “Суп-хауз”, где из-за взрыва газового баллона погибли несколько человек, сносили почти год, неуверенно кивая на имущественные права предпринимателя и прикрываясь судебными тяжбами. Но под давлением общественного мнения все-таки принцип восторжествовал: виноват — будешь наказан, в первую очередь рублем.


Но история с кафе — исключение, подтверждающее правило. Есть еще завод, бессовестно захвативший огородики соседей. Одну чересчур активную бабушку даже через суд по иску владельцев завода оштрафовали на тысячу гривен: мол, подмочила старушка деловую репутацию предприятия своими жалобами, лук ей сажать, видите ли, негде, белье она не может развесить из-за производственной пыли и грязи. Есть и предприниматель, самовольно присоединивший кусок дворовой территории к своему магазину на первом этаже девятиэтажки. Жильцы уже и согласны — пусть торгует. Но в доме 37 тысяч гривен задолженности по коммунальным платежам, из-за которых домоуправление отказывается бойлер ремонтировать, а из них 17 тысяч — долг предпринимателя. Уже и прокурор два раза протестовал, и депутаты-коммунисты городскому голове на стол документы подкладывали: разве можно в угоду “частнику” большущий дом без горячей воды оставлять? А мэр глазками стреляет и кудахчет: на это я пойти не могу, частная собственность пострадает.


А тут за две ночи вырезали треть городских рекламных площадей (287 из 760) без суда и следствия. Как сказал один из заместителей мэра, нам не нужно решение суда, мы в этом городе хозяева!


Немного истории


В 90-х ГОДАХ прошлого столетия на рынок наружной рекламы Луганска кинулись все кому не лень. По две-три доски имела чуть ли не каждая завалящая рекламная фирмочка. Потом аппетиты поостыли — хлопотно и накладно. До недавнего времени луганчане занимали треть сегмента рекламного рынка наружки, все остальное принадлежит рекламным гигантам из Киева, Днепропетровска и других городов. Можно сказать, что две местные фирмы — “Вест-Медиа” и “Медиа-пресс” — последние из могикан этого бизнеса. Именно их щиты и порезали!


Начиналась травля “элегантно”: сначала мэрия подняла в три раза тариф за использование городского рекламного пространства — инфляция все-таки. Выдюжили! Потом — в пять раз. Наконец, ссылаясь на пресловутый экономический кризис, в десять раз. Характерно, что возня с тарифами началась, когда власть в Луганске горожане добровольно отдали “регионалам”. Это был 2006 год, выборы и все сопутствующее.


Рекламщики взвыли и бросились в суд. В судебном производстве перманентно находилось до ста исков к мэрии. Они были подкреплены в том числе и выводами Антимонопольного комитета Украины от 11.03.2009 № 01-29/12: тарифы, обозначенные Луганским горисполкомом, экономически не обоснованы. Ни один из исков мэрия не выиграла. Все суды пришли к выводу: предприниматели правы. Тем не менее: кто в доме хозяин, тот и руководит.


Ах, какой был изысканный бал!


НЕ НАЙДЯ своей правды в судах, мэрия пошла напролом: протащила решение о “законности” снятия билбордов через сессию горсовета. Это нужно было видеть!


Когда началось голосование по этому вопросу, было понятно, что депутаты прокатят мэра и компанию. В нарушение регламента и всех мыслимых и немыслимых правил порядочности секретарь горсовета прекращает голосование и созывает фракцию “регионалов” на совещание. Что им рассказывали, что обещали, чем грозили — неизвестно, но депутаты таки записались в палачи местного предпринимательства по результатам повторного голосования. Восемь человек все-таки были против, из них четверо — коммунисты. А “регионалов” — 64. Вот такая арифметика!


Зачистка территории


САМОЕ смешное: мэрия, исчерпав все аргументы, запела песню об эстетическом облике города: мол, некрасиво, наляписто. Но срезали почему-то только билборды, и только двух фирм, а опоры оставили. Для кого? Не для тех ли “ПРавильных” лиц, которые очень скоро будут смотреть на луганчан с добрым выражением лица, обещая рай в отдельно взятом городе?