№ 123 от 13 июля 2010 г.

В Тибет... на своих двоих

Два тибетских монаха, глядя на развевающийся флаг, спорили. “Движется материал”, — говорил один. “Движется ветер”, — возразил другой. “Движется ваше сознание”, — подвел итог спору настоятель. Эту притчу я вспомнил на открывшейся в Одесском музее Западного и Восточного искусства выставке “Сокровище Тибета”, представленной благотворительным фондом “Живая традиция”.

СОЗДАН этот фонд нашими неравнодушными соотечественниками, которые привозили из поездок в Бутан, Непал, Китай интересные экспонаты и передавали их для создания передвижной экспозиции, которая теперь путешествует по музеям украинских городов. Под выставку отведено два зала. В них представлено более 300 экспонатов: изображения Будды, выполненные из меди, бронзы, серебра и золота, музыкальные инструменты, поющие чаши, колокольчики, наряды, вышивка, резьба по дереву, чеканка, этнические украшения и даже изображение “Стопы”, где хранятся мощи Будды...


— Все эти предметы, — говорит экскурсовод Александр Шманев, — отражают взгляд на мир тибетских мастеров, который сформирован под влиянием буддизма. Кстати, буддизм — это понятие европейское. В понимании тибетцев эту религию или философию (называйте, как хотите) можно выразить в одном ключевом слове: “че” — “вещи как они есть”.


А суть учений Будды заключается в том, что каждый человек обладает огромным внутренним потенциалом и может в полной мере его раскрыть. В этом помогает медитация, которая достигается успокоением и концентрацией ума. Кстати, буддийский лама Оле Нидал, популяризирующий в Европе и Америке тибетский буддизм, считает его даже не религией, а “увлекательным знанием о человеческом уме”. А сам он не имеет ничего против любой религии, которая “не нарушает Конституции, не притесняет женщин и не призывает к священным войнам”.


Александр Шманев обращает наше внимание на образцы свитковой живописи — тханки. Тханка создается на тонком холсте, который легко сворачивается. Пишется она особыми красками, в состав которых входят частички земли, собранные в “местах силы”. Завершая работу, художник расписывает ее золотом и “открывает” Будде глаза. Затем сам лама пишет на ее обратной стороне особые слова. Тибетцы закрывают тханку в день смерти или рождения, во время сильной болезни.


— Когда видишь тханку в жилищах тибетцев, — говорит Шманев, — то понимаешь, что это для них не просто картина для созерцания, но еще и особый духовный предмет, через который передаются положительная энергия и добро. Благоприятные символы содержат практически все объекты в Тибете. На дорогах там то и дело встречаются камни, исписанные мантрами.


Прослушав рассказ Александра Шманева, посетители выставки подходили к молитвенному барабану и поворачивали его по часовой стрелке. Тибетцы считают, что это устройство трансформирует пространство, делает его тихим и спокойным, помогает человеку накопить духовные заслуги и защищает его от перерождения в низших мирах.


— Знакомясь с экспонатами выставки, — говорит кандидат исторических наук Сергей Лесник, — я, конечно же, вспомнил Николая Рериха. О нем больше говорят, как о художнике, великом деятеле культуры и искусства. Но нельзя забывать, что исследования Востока привели его к концепции единства и равноценности больших и малых цивилизаций и культур, которая приобрела особую актуальность в наш век глобализации, когда решаются судьбы разных культур, особенно культур малых народов и национальностей.


А представленные на выставке фотографии путешественников по Гималаям как бы говорят посетителям музея, что самое лучшее знакомство с Тибетом у вас начнется только тогда, когда с вершины высокогорного пика вы увидите расположенный в долине возле реки прикрываемый облаками монастырь. Но вот солнце прогревает воздух, эти облака устремляются вверх, а вы начинаете думать, что же это движется: ветер, облака или сознание...