№ 123 от 13 июля 2010 г.

Дорожная песня по-украински

А «Евро» все ближе и ближе...

Как и сто, и двести лет назад нас терзают, по словам классика, две беды: дураки и дороги. О первой мы прямо говорить сегодня не будем, а о второй придется. Состояние дорожного хозяйства Украины не поминал недобрым словом разве что ленивый, однако проблема эта оказалась настолько запущенной, что возвращаться к ней надо снова и снова. Тем более что впереди у нас пресловутое «Евро-2012», и так ставшее уже национальным позором...


Европейских трасс нам не видать... столетие


СОГЛАСНО данным «Укравтодора», в 2010 году автомобильные дороги в стране достигли беспрецедентной степени разрушения — более 60 процентов всей дорожной сети требует ремонта либо реконструкции, подчеркивает интернет-издание «i». Однако подвижек в восстановлении украинских путей сообщения, скорее всего, опять не будет. И снова по причине недостаточного финансирования отрасли: ведь 70 процентов средств, выделенных «Укравтодору» из бюджета в этом году, придется потратить на погашение ранее взятых кредитов.


Даже при достаточном финансировании Украине потребуется не менее 125-127 лет для капитального ремонта нашей сети путей сообщения, признался как-то экс-глава государственной службы автодорог Вадим Гуржос. И пояснил, что такая цифра вытекает из общеизвестного факта: ремонт одного километра дороги стоит приблизительно миллион долларов! Зная это, а также объем финансирования восстановительных операций и число разбитых дорог, выражающееся в доброй сотне тысяч километров, можно сделать печальный вывод: несмотря на бесконечные заклинания о европейском выборе, сделанном «независимой Украиной», по-настоящему европейских дорог нам, действительно, не видать сто лет. А имея первую «классическую» беду, которая с приходом «демократии» не уменьшается, а только прирастает новыми именами, вторая, то бишь плохие дороги, может стать нашим вечным камнем преткновения на пути в Европу. Хотя при Союзе мы там уже были...


Денег снова не хватает


СУДЯ по всему, 2010 год снова принесет «Укравтодору» разочарование. И это вопреки тому, что для госбюджета он остается одной из самых затратных статей. Действительно, выделенные в этом году на нужды государственной дорожной службы 9 с лишним миллиардов гривен — сумма, значительно превышающая объемы финансирования целых отраслей. Это в 5 раз больше, чем преду­смотрено для всех подотраслей Министерства транспорта и даже больше, чем выделено для потребностей Минтруда, Минохраны природы и Министерства по вопросам семьи, молодежи и спорта вместе взятых.


Тем не менее в «Укравтодоре» заявляют о недостаточности этих денег. В финансовый план предприятия были заложены иные суммы. Согласно ему, только поступления из спецфонда госбюджета (средства, которые идут непосредственно на ремонт и строительство дорог, а не на содержание аппарата и другие нужды структуры) должны были составить не менее 10 миллиардов гривен. Еще 14 миллиардов планировалось привлечь в виде кредитов, из которых 10,6 миллиарда под государственные гарантии. Парламент и в самом деле позволил компании совместно с Национальным агентством по вопросам подготовки и проведения «Евро-2012» привлечь беспрецедентную сумму кредитов — на 45 миллиардов гривен. Однако на деле объем поступлений, обеспеченных госгарантиями, составит в этом году не более 1,9 миллиарда.


Неясной остается пока и судьба вексельной схемы расчетов за капитало­вложения в дорожную отрасль, которую Кабмин задействовал в прошлом году.


Кредиты могут стать удавкой


ВСЕ ЭТО и говорит о том, что главным для «Укравтодора» станет в 2010-м не ремонт и реконструкция дорог, прокладка новых магистралей, а сведение дебета с кредитом. И одной из главных причин такого положения дел стал, повторяем, высокий уровень выплат по долговым обязательствам, пришедшийся на этот год, — 6,6 миллиарда гривен. Удастся ли сделать это и сохранить имидж службы для продолжения отношений с теми, кто дает взаймы? Этот вопрос не так прост, поскольку связан также с имиджем страны. Напомним: в прошлом году «Укравтодор» едва не допустил технического дефолта (после понижения кредитного рейтинга Украины) из-за требований одного из крупнейших кредиторов — банка Morgan Stanley досрочно погасить многомиллионный долларовый кредит. Тогда его удалось кое-как рефинансировать под госгарантии, и владельцем долга стал швейцарский банк Credit Suisse. А как будет, если ситуация повторится, сказать очень трудно.


Скорее всего, проблемы не заставят себя долго ждать. Тем более, что Credit Suisse по аналогии с Morgan Stanley, требует в этом году досрочного погашения кредита на сумму 3,8 миллиарда гривен. Причем речь идет, скорее всего, не о той части кредита, владельцем которой банк стал в 2009 году, а о первом кредите Morgan Stanley «Укравтодору» на аналогичную сумму, предоставленную еще в 2007 году. Как говорят в «Укравтодоре», для исключения возможности повторения прошлогодней ситуации госкомпания планирует провести с Credit Suisse переговоры с целью добиться отзыва банком своих требований о досрочном погашении задолженности. Однако гарантий того, что это получится, конечно же, нет...


Миллионы ям и колдобин


НЕПРОСТУЮ ситуацию в «Автодоре», обусловленную проблемой долгов и недофинансирования, усугубляют и чисто производственные факторы. Один из самых больных для госкомпании вопросов — множество «объектов незавершенного строительства». Без учета тех, что финансируются по линии «Евро-2012» и за средства международных финансовых организаций. К концу первого квартала их число 2010-го достигло 234. Проектная протяженность этих дорог составляет почти 695 километров, а объем средств, необходимых для окончания реконструкции, оценивается почти в 6 миллиардов гривен. Ликвидация таких объемов незавершенного строительства возможна лишь в случае значительного роста поступлений в спецфонд либо за счет привлечения новых кредитных ресурсов, отмечают в «Укравтодоре». И это, конечно же, не радует. Ведь при нынешнем состоянии украинской экономики рассчитывать на серьезный приток поступлений в специальный фонд не приходится, а курс на новые кредиты означает лишь увеличение тяжелейших и крайне опасных для службы (как, впрочем, и для всей Украины) долгов...


После прошедшей зимы многие дороги стали совсем непригодны для нормального движения транспорта. В «Укравтодоре» подтверждают, что, по их подсчетам, объемы разрушений и деформации дорожного покрытия в нынешнем году достигли, как уже отмечалось, беспрецедентных показателей. В «физических величинах» это более 10 миллионов квадратных метров ям и колдобин. Причем большая их часть — на магистралях государственного значения.


Виновниками столь плачевной ситуации называют погодные условия, кризис и самих автомобилистов, которые, по мнению экс-руководителя дорожной службы, недостаточно активно заправляют машины бензином и экономят на запчастях. Это, мол, привело к тому, что в спецфонд, из которого выделяют деньги на ремонт дорог, поступило меньше средств. Но наибольший вред дорожной сети страны причинили перевозчики грузов, считают в «Укравтодоре»: они слишком интенсивно эксплуатируют автомагистрали. «Интенсивное движение транспортных средств, весовые параметры которых превышают те, на которые рассчитаны автодороги, приводит к ухудшению их технического состояния более чем в полтора раза», — заявляют в госслужбе.


Не станем комментировать это. Скажем о другом. Объемы текущего ремонта автодорог стали в прошлом году в Украине самыми низкими за последние 10 лет. В этот период мы отремонтировали менее 2 тысяч километров дорог — лишь 9 процентов того, что предусматривают нормативы межремонтных сроков. Что же касается ввода в эксплуатацию новых магистралей, то здесь и говорить не о чем. Объемы этих работ просто ничтожны — 7-8 километров в год. Таким образом, налицо тяжелейшие провалы в крайне важной для страны отрасли. Инвестиции превращаются здесь не в хорошие дороги, а в капитал для рефинансирования. Смысл самого существования «Укравтодора» все больше сводится к перекладыванию денег из одних карманов в другие.


...Все печальнее звучит в Украине дорожная песня. И особо грустно от того, что вторая наша беда, прямо связанная с первой, обострилась накануне «Евро-2012», с которым справедливо связывают имидж государства. В самом деле, прокатившись по нашим дорогам, зарубеж вряд ли позовет нас в Европу...