№ 98 от 13 июля 2006 г.

Без бумажки ты не букашка

Не расстраивайтесь, если документы утеряны. Право на пенсию можно отстоять. И ПОМОЖЕТ вам в этом специально разработанный правительством документ под названием “Порядок определения заработной платы (дохода) для исчисления пенсии в случае утери документов о ее начислении и выплате”, утвержденный постановлением Кабинета министров от 5 июля 2006 года под № 919.

Значение настоящего документа переоценить трудно. Как утверждают в Минтруда, для людей предпенсионного возраста проблема утери необходимых документов по объективным причинам является слишком актуальной. К величайшему сожалению, архивы на небольших производствах, в частности, шахтах, заводах и других предприятиях, чрезвычайно уязвимы. Именно они чаще всего страдают от пожаров, стихийных бедствий или какого-нибудь другого непредсказуемого обстоятельства. Так что же тогда делать человеку? Неужели он теряет право на пенсию?

Конечно же, нет. В таких случаях, сообщает сайт Кабинета министров, Порядком определено, что заработная плата и доходы для начисления пенсии, начиная с 1 января 1998 года, устанавливаются по данным Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков и других обязательных платежей. При отсутствии таких данных за период до 1 января 1998 года или в Государственном реестре физических лиц, начисление пенсии может осуществляться несколькими способами.

В частности, если предприятие, учреждение или организация, где трудился человек, работают, тогда они или их правопреемники должны представить справку о размере средней заработной платы по соответствующей профессии или должности за каждый месяц работы, за который утеряны необходимые документы. При отсутствии на предприятии, учреждении или организации либо их правопреемника соответствующей должности или профессии, на которой работал человек, заработная плата определяется по средней заработной плате аналогичной должности или профессии на предприятии.

А что делать, если предприятие, учреждение или организация были ликвидированы, а документы в орган высшего уровня или архивные учреждения не переданы? Тогда справку о заработной плате, трактует правительственный документ, предоставляет местный орган по вопросам труда и социальной защиты. При этом расчет проводится, исходя из месячной тарифной ставки или должностного оклада по соответствующей или аналогичной профессии (должности) в соответствующей отрасли за календарный год, предшествующий году, с которого назначена (сделан перерасчет) пенсия. В расчет также может браться минимальная гарантия выше­упомянутой месячной тарифной ставки, предусмотренная отраслевым соглашением, к которому предприятие принадлежит по виду производственной деятельности. Однако и это еще не все. По желанию лица коэффициент заработной платы (дохода) за каждый месяц периода работы может определяться и исходя из минимальной заработной платы за соответствующий период.

Бывают случаи, когда на предприятии или в учреждении, организации или у их правопреемника отсутствуют документы о начислении и выплате зарплаты (дохода). Иногда также невозможно установить время и причины, которые привели к утере таких документов. В таких критических моментах подтвердить необходимую информацию можно, получив справку от работодателя, правопреемника или соответствующего архивного учреждения.

В завершение напомним нашим читателям, что процедура начисления пенсий в отсутствие документов по заработной плате была разработана по инициативе Министерства труда и социальной политики. До принятия постановления КМ № 919, механизма начисления пенсии в таких случаях не существовало, поэтому есть надежда, что многим из вас она поможет и сведет на нет устоявшуюся формулу, что “без бумажки ты букашка”.