№ 119 от 07 июля 2010 г.

Человек с фотоаппаратом

Кто из нас не щелкал затвором фотоаппарата хоть раз в жизни? А теперь и вовсе все, ведь многие мобильные телефоны оснащены функцией фотографирования, а цифровым аппаратам не нужна фотопленка, и снимки можно просматривать на компьютере. Но далеко не каждый “срастается” с фотоаппаратом и готов поделиться с другими своим видением мира, зафиксированным в кадре.

Откровение
КОГДА Татьяна Петровна Гришакова устроила свою персональную выставку в коллективе, где проработала долгие годы — Институте фармакологии и токсикологии АМН Украины, его сотрудники были не просто приятно удивлены, они совсем с иной стороны открыли для себя эту скромную женщину, отвечающую за техническое состояние многочисленных приборов и сложнейшего технологического оборудования института. На снимках, вывешенных в строгом фойе, била ключом яркая жизнь, далекая и от фармакологии, и уж от токсикологии — точно.

Удивительной красоты пейзажи, словно сошедшие с картин Шишкина, породили массу вопросов к автору.

— А где это? Неужели у нас в Украине?

У нас, у нас: Карпаты, Полесье. Не меньший восторг вызвали и фотоработы, сделанные в святых для всех православных местах Украины и за ее пределами. Интересные ракурсы. Тонкие наблюдения за паломниками.

И снова вопросы и радостные узнавания.

— Это Иерусалим? А это? Смотрите, наша Лавра! А это Троице-Сергиевская...

Галерея эмоциональных портретов. Серия фотографий животных. И, конечно, цветы. Полевые, садовые — с трудягами пчелками и деловыми муравьями.

Как вы поняли, Татьяна Гришакова не ограничивает себя рамками какой-то одной темы или техники.

...Когда ажиотаж вокруг выставки улегся, сотрудники института стали приходить сюда для релаксации. Они признавались, что достаточно несколько минут всматриваться в фотоработы Татьяны Гришаковой, чтобы почувствовать, как на душе становится светлее.

Почти династия
ЭТО УЖЕ десятая по счету персональная выставка фотохудожницы. А увлечение — с детства. Отец Татьяны Петровны, Петр Дмитриевич Тодоскин, кадровый военный, в свободное от службы время не расставался с фотоаппаратом. Служба кидала с сопок Дальнего Востока в Западную Сибирь с ее Иртышом, грибами и костяникой в березовых колках. Оттуда — на Житомирщину, на украинское Полессье.

Фотографии отца сегодня занимают более 20 фотоальбомов.

Татьяна же начала свой путь в художество со слайдов. Когда в 1975 году стала снимать природу, то поняла, что хочет видеть ее в цвете. А цвет в те годы фотолюбителю мог дать только слайд.

Сначала ее спутником был фотоаппарат “Зоркий” со съемными объективами, потом — один из лучших в то время зеркальных фотоаппаратов “Зенит”, почти профессиональная камера. Цветную фотопленку для слайдов Татьяна сама проявляла, хотя процесс был очень сложный. Но пошла на это 23-летняя девушка, потому что в фотоателье однажды испортили ее лучшие кадры. С тех пор не рисковала доверять посторонним свою работу.

Первый цифровой аппарат Татьяна Петровна купила себе в 2007 году. Именно им и были сделаны снимки, которые фотохудожница выставила в родном институте.

Увлечение Татьяны Петровны наследовала ее дочь Лена. А с появлением “цифровика” у дочери с матерью началась конкуренция за обладание камерой. Кто первый брал ее в руки, тот и снимал. А во время поездки в 2008 году в Карпаты Татьяна Гришакова обнаружила, что ее 16-летняя дочь обладает врожденным чувством камеры. Фотография Лены, сделанная цифровой “мыльницей”, заняла второе место на конкурсе Киевской школы фотографии в номинации “Пейзаж”: по замыслу и воплощению.

Тогда, по возвращении в Киев, Лена и пошла в Киевскую школу фотографии на курсы основ мастерства и профессиональной фотографии. Теперь они с мамой фотоаппарат не делят: Татьяна Петровна купила дочке профессиональную камеру.

Так что не исключено, что мы еще будем иметь возможность ознакомиться с творчеством не только Татьяны Гришаковой, но и ее дочери Елены.