№ 115 от 30 июня 2010 г.

Чем скрипка отличается от контрабаса

«Поставив во главе Одесского национального оперного театра завхоза в компании с несостоявшимся сантехником, министр культуры и туризма Михаил Кулиняк дискредитировал и свое министерство, и лично себя», – заявляют более пятидесяти одесских журналистов в обращении к президенту и премьеру.

«Рабочая газета» уже рассказывала о скандале, затеянном заместителем директора Одесской оперы по основным видам деятельности Светланой Холденко, отдавшей странный приказ не пускать на допремьерный прогон оперы Джакомо Пуччини «Турандот» немецких постановщиков спектакля – режиссера Кристиана фон Гетца, художника Лену Брексендорфф и хореографа Верену Хирхольцер. К счастью, не имеющей музыкального образования Холденко, отчисленной с сантехнического факультета Одесского инженерно-строительного института, не удалось сорвать премьеру, которая прошла с большим успехом.

Решив положить конец конфликтам в оперном театре, губернатор Эдуард Матвийчук пригласил в Одессу для решения спорных вопросов Михаила Кулиняка. Прибыв в Южную Пальмиру, министр удивил журналистов заявлением, что «никакого конфликта нет, а было лишь недоразумение по вопросу состава певцов для премьеры». А между тем артисты находят признаки коррупционности в действиях Кулиняка, вставшего в конфликте на сторону Холденко, которую подозревают в организации теневых финансовых потоков. Об этом свидетельствуют незакрытые уголовные дела по ее деятельности. При этом министр удовлетворил прошение об отставке исполняющего обязанности директора театра, народного артиста Украины Анатолия Дуды и назначил исполняющим обязанности бывшего замдиректора по хозяйственной части Николая Криворучко, не имеющего специального образования.

Это назначение порождает новую волну анекдотов об одесском оперном. Когда-то его возглавлял даже бывший начальник тюрьмы. В то время в обиход был пущен такой анекдот. Подходит к директору пожарник и спрашивает: «Вы уже знаете, чем скрипка отличается от контрабаса?» – «Пока еще нет». – «Контрабас дольше горит», – поучительно замечает пожарник.

Размышляя об одесском конфликте, Кристиан фон Гетц отмечал, что его в Одессу приглашал уже бывший исполняющий обязанности художественного руководителя Одесской оперы Алексей Ботвинов – известный в Европе пианист, который стал фактически продюсером этого проекта.

– У Ботвинова, – говорит Кристиан фон Гетц, – есть, на мой взгляд, и видение того, каким должен стать современный оперный театр Одессы, и железный характер для того, чтобы реализовать свое видение... Есть возможность привлечь серьезных людей в Одессу.

Возможно, что Анатолию Дуде не удавались те или иные административные решения, но любители театра считают достижением воплощенные за короткий период им и Ботвиновым проекты – балет «Нуриев навсегда» и оперу «Турандот». В обращении к президенту и премьеру одесские журналисты называют эти работы настоящим прорывом к современному, достойному художественному уровню творчества и подчеркивают, что стране нужен такой министр культуры, который будет принимать решения только в пользу искусства.

Одесса