№ 115 от 30 июня 2010 г.

Фарфоровая симфония

В Киевском национальном музее народного декоративного искусства работает выставка “Взгляд с четырех сторон”. Здесь представлен авторский эксклюзивный фарфор четырех известных современных мастеров — Полины Найт (Испания), Бориса Данилова (Украина), Сергея Соколова (Россия) и Ариса Сеглиньша (Латвия).

ОБЪЕДИНЯЕТ этих художников только то, что их работы выполнены из одного материала. Что же касается стилей, в каждом случае он индивидуален, благодаря чему вся экспозиция воспринимается как своего рода классическая четырехчастная симфония со всем богатством ее разнообразных ритмов.

Работы Полины Найт — мелодия спокойная, нежная и плавная, как бы созвучная столь же плавно и нежно звучащему имени автора. Очертания предметов ее удивительно легких, воздушных, кажущихся невесомыми сервизов — “Рижского” и “Платинового” — с тончайшими росписями на белоснежных поверхностях вызывают в памяти переливчатые звуки флейты. Излюбленные сюжеты Полины — деревья и обитатели морских глубин.

По-иному “звучит” коллекция одного из ведущих мастеров петербургского “Императорского фарфорового завода” Сергея Соколова, в которой музыка материализуется в прямом смысле. Музыкальные инструменты стали главным изобразительным мотивом его работ. К примеру, кофейник из сервиза “Пиано” украшен изображением скрипки, которая соответствует контурам самого изделия. Мелодия предмета как бы дополняется и обогащается мелодией росписи. А декоративный пласт “Музыкальный салон” превращается в живую многокрасочную метафору звучащего во всю мощь симфонического оркестра.

Вазы Бориса Данилова, своими изгибами напоминающие украинские глечики, кажутся прозрачными, а все, что изображено на них, находится словно не на поверхности, а внутри сосуда. В наборе ваз “Аквариум” этот эффект особенно выразителен.

Изделия всех трех художников настолько изящны и благородны, что язык не поворачивается назвать их бытовым словом “посуда”. А о том, чтобы использовать все это по прямому назначению, вообще мысли не возникает. Только созерцать!

А вот латвийский кудесник фарфора Арис Сеглиньш посудой не занимается. Он фарфорист-дизайнер. Его композиции предназначены для украшения интерьера. В причудливых, насыщенных экспрессией спиралях и прочих хитроумных конструкциях (если продолжить музыкальные аналогии, это чистейший симфонический авангард) художник старается выразить свое понимание мира и свои представления о прекрасном.

По словам директора музея Адрианы Вялец, выставка преследует двуединую цель: показать работы выдающихся современных мастеров и привлечь внимание к уникальному виду декоративно-прикладного искусства, который в нашей стране находится в упадке.

Речь идет и о серийной продукции, которую на глазах вытесняет дешевая китайская, и об эксклюзивном авторском фарфоре.

Обидно, что украинское фарфоровое производство, в былые времена покрывавшее спрос почти всего Союза, год от года сворачивается. Одни предприятия закрылись, другие значительно сократили мощности, третьи перед лицом неумолимого рынка переключились на изготовление более экономичного и актуального сантехнического и электротехнического фарфора. Понятно, что эксклюзивный авторский фарфор в этот ряд не вписывается. А потому мастеров-фарфористов в Украине можно сегодня по пальцам пересчитать. Но, как говорится, не будем о печальном. Тем более что своими шедеврами интернациональный коллектив участников выставки просто заставляет забыть о грустном. Хотя бы на время. Посетите выставку и убедитесь сами. Она будет работать до конца августа.

Снимки предоставлены Национальным музеем народного декоративного искусства.