№ 114 от 26 июня 2010 г.

И вздрогнуть, и заплакать, и жить, и помнить...

Музей памяти защитников Брестской крепости, действующий в киевской школе № 26, уже больше 35 лет пробуждает в юных душах ростки памяти, гордости – в надежде, что со временем они прорастут человечностью, неравнодушием ко лжи и уважением к своей истории.

День за днем идет работа

В ДАЛЕКОМ 1975-м многие считали, что создать школьный музей Памяти защитников Брестской крепости молодому начинающему учителю русского языка и литературы Тамаре Михайловне Левченко будет не по силам. Но ее энтузиазм и желание были настолько велики, что она сумела подключить к работе и 10-й класс, которым руководила, и их родителей, учеников других классов, ветеранов, и всех тех, кто хотел помочь. Особую помощь оказала научный сотрудник музея «Брестская крепость-герой» в городе Бресте Татьяна Михайловна Ходцева.

В скором времени удалось связаться с сыном и женой Сергея Сергеевича Смирнова, автора книги “Брестская крепость”, который одним из первых обратился к героической истории гарнизона. В музее хранится его портрет, подаренный женой Виргинией Генриховной, которая впоследствии стала добрым другом музея.

На встречу с членами совета музея приезжал защитник крепости Николай Алексеевич Балак. После смерти его друга и однополчанина, героя Советского Союза, майора Петра Михайловича Гаврилова, у них с женой никого из близких не осталось. И члены совета музея, по просьбе ветерана, помогли осуществить ему обмен квартиры из Краснодара в Киев. С семьей Балака музей долгие годы поддерживал тесные дружеские отношения.

Большим другом музея стал и сын полкового комиссара Фомина Юрий Ефимович Фомин, который, к счастью, оказался киевлянином.

Члены совета музея участвовали и в поисковых работах. Им удалось разыскать останки Михаила Георгиевича Прасолова, погибшего на Житомирщине. Он не был защитником Бреста, но благодаря ребятам еще один герой минувшей войны не остался пропавшим без вести. В 1986-м белорусский художник-график Петр Сидорович Дурчин, творчество которого посвящено Брестской крепости, посетил музей и дал ему высокую оценку.

Надо сказать, что переписку с ветеранами вели сами ребята. У каждого были свои обязанности. Школьники вели учет почты, отвечали на письма, оформляли стенды музея, убирали в залах, проводили тематические экскурсии, рисовали афиши к спектаклям школьного театра “Память”, помогали в создании декораций.

Ради нескольких пар глаз

ИГРАТЬ в спектакле было самым почетным, но и самым ответственным заданием. Сценарии и постановка — Тамары Михайловны. С гастролями театр “Память” объездил всю Украину. В театре, как и в работе самого музея, действовало правило: или на пять с плюсом, или никак. И ребята старались, тянулись к этой высокой планке. На выпускников разных лет Татьяну Лукьянчук, Викторию Чернявскую, Евгения Дудкина, Владислава Иванова, Олесю Скуратовскую, Татьяну Саенко, Наталию Мороз, Романа Галагана, Татьяну Тертышную, Александра Курдюка, Владлену Гнатовскую Тамара Михайловна всегда могла опереться. Сейчас они разбросаны по разным городам и странам и все реже дают о себе весточку.

...Но одно поколение сменяет другое. Сейчас у нее вновь шестой класс. Следить за чистотой, готовить уроки памяти, оформлять стенды, проводить экскурсии, помогать с декорациями, играть в спектакле – все это осталось. Разве что переписываться не с кем. Но ребята по-прежнему пишут воображаемые письма тем, кого уже нет, – на уроках памяти.

С каждым годом сеять разумное, доброе, вечное становится все сложнее. Нынче другое время, другие дети, другие интересы... «Но всегда, в каждом классе есть те несколько пар глаз, – говорит заслуженный учитель Украины Тамара Михайловна Левченко, — ради которых и стоит работать”.

Слова, вынесенные в заголовок, – девиз музея «Памяти». Это и о войне, и об истории, и о сегодняшнем дне. Память и совесть — то, что делает нас людьми, убеждена Тамара Михайловна. Иногда, говорит она, себя надо спрашивать: какой след, какую память я оставлю по себе? Честно ответив на этот вопрос, каждый из нас станет чуть лучше, чуть добрее, чуть совестливее...