№ 113 от 25 июня 2010 г.

Через призму транспорта

ЗАЯВЛЕНИЯ правительства об успешном преодолении кризиса в экономике страны не подкрепляются реальными фактами. Судя по информации с мест и официальной статистике, транспортные предприятия страны обрабатывают грузов не намного больше, чем в 2009 году. Более того, существует весьма серьезная перспектива того, что нынешний подъем локален.

Правительство и приближенные к нему экономисты утверждают, что одна из «локомотивных», ориентированных на экспорт отраслей экономики – металлургия – оживает. Но так ли это? Суммарный экспорт украинских металлургических предприятий за 5 месяцев текущего года вырос на один миллион тонн, то есть на 11,5 процента, и составляет 9,7 миллиона тонн. А через порты такой продукции прошло меньше – до 7,7 миллиона (8,7 процента). Интересно и то, что экспорт сейчас идет через порты, так или иначе привязанные к предприятиям «регионалов». Мариупольский морской торговый порт (МТП) в кратчайшие сроки нарастил объем перевалки черных металлов на 43 процента(!) – до рекордных 1,93 миллиона тонн. Другие порты, завязанные на «донецкий бизнес», тоже не в обиде. Зато в Ильичевском морском торговом порту переработка металла просто рухнула, уменьшившись на 62(!) процента. Одесса в прошлом году по этому показателю была первой, а стала второй, Ильичевск был третьим, стал седьмым. А в лидеры вырвался Мариуполь.

Чтобы отмести обвинения в предвзятости, посмотрим на то, что творится в портах с углем. Оборот угля вырос по сравнению с прошлым годом на 17,5 процента – до 4,6 миллиона тонн. Лидер все тот же – Мариупольский морской торговый порт. Его оборот увеличился на 68 процентов(!). А вот в одном из крупнейших в стране Ильичевском МТП спад объемов перевалки грузов по сравнению с прошлым годом в мае составил 29,2 процента, а по итогам пяти месяцев – 4,3 процента. Цифры показывают, что о значительном росте экономики речь идти не может. Промышленные регионы не в состоянии снабдить грузами все порты, поэтому обеспечивают работой свои. Остальные же ищут клиентов в других краях. Этот дисбаланс свидетельствует о том, что говорить сегодня о росте экономики страны, увы, не приходится.