№ 110 от 22 июня 2010 г.

Кто свалился с Луны...

Человеку, который не вписывается в общепринятые рамки, нередко говорят: “Ты что, с Луны свалился?!” А если же такой оказывается в гуще армейской жизни, его столкновение с солдатской действительностью окажется не только окрашенным грубоватым юмором, но и вполне может привести к трагическим последствиям.

ИСТОРИЮ такого человека исследует режиссер Сергей Чверкалюк в спектакле “По ту сторону Луны”, поставленном по пьесе молодого драматурга Владимира Жеребцова “Подсобное хозяйство” в Николаевском академическом русском художественном драматическом театре. Этот спектакль стал дипломной работой режиссера в Харьковской академии культуры и искуств.

Причем до дипломного спектакля артист Сергей Чверкалюк успел осуществить в николаевском театре шесть постановок. Пожалуй, самым большим успехом пользуется его спектакль “P.S. Блин!..” по пьесе молодого московского драматурга Сергея Решетникова “Бедные люди, блин”. В нем Чверкалюк использовал не совсем привычный для николаевской публики интерактивный формат.

И после этой лирической комедии, в которой главный герой, переживающий тяжелые удары судьбы, не опускает руки, многие в театре не одобрили выбор Сергеем Владимировичем темы для дипломной работы. Ведь пьеса, казалось бы, обращена в прошлое. В ней рассказывается, как в советские времена солдаты служили на подсобной свиноферме воинской части недалеко от космодрома Байконур.

Чверкалюка же этот материал привлек возможностью исследовать дедовщину, про­анализировать, как люди преодолевают страх, привычку быть как все, пресмыкаться перед более сильным. А еще эта тема ему показалась важной потому, что в прошлом году весь Николаев всколыхнула гибель в Одесской области земляка, солдата срочной службы Антона Морозова.

Командование части пыталось преподнести эту историю как несчастный случай, но николаевцы не верили военным. И сегодня они идут на дипломный спектакль Чверкалюка не за развлечением, а за правдой.

Поскольку представленное нам действо разворачивается в подсобном хозяйстве, расположенным рядом с Байконуром, режиссер не преминул привнести в свою работу элементы гротеска. Загадочность космического мира ярко контрастирует с царящими в армии нравами.

Готовящийся к дембелю сержант Хрустяшин, роль которого блестяще играет Алексей Кубин, поначалу собирался “обломать” попавшего к нему на свиноферму рядового Новикова. Однако этот строптивый “салага”, студент-скрипач из Питера, не приспособленный к армейской жизни очкарик в исполнении Алексея Межевикина, сумел круто изменить взгляды на жизнь самого сержанта.

И вот мы видим, как в финале Хрустяшин совершает немыслимый для себя, прежнего, поступок: спасает сестру Новикова от группового изнасилования, зная, что, возможно, заплатит за это жизнью.

– Этот спектакль заинтересовал меня тем, — говорит инженер-программист Сергей Мирошников, — что в нем нет длинных монологов о том, как надо жить. Чувствуется и четкая режиссерская рука. За словом у артистов следует дело. Спектакль превращается в своеобразный форум со зрителем. Все мы мечтаем о чем-то прекрасном, чаще всего несбыточном. Вот и Саша Хрустяшин, или попросту Хруст, мечтал стать героем космоса. Но самый главным его поступком стало восстание против дедовщины.

Николаев.