№ 109 от 19 июня 2010 г.

Там, где чисто и светло

Выставки

Столичная галерея «Артзбірка», следуя своей программе, продолжает знакомить любителей живописи с творчеством самых ярких современных украинских художников. Очередной вернисаж представляет работы оригинального киевского мастера Василия Копайгоренко.

НЕБОЛЬШАЯ галерея ««Арт­збірка» располагается в уютном дворике по улице Терещенковской между двумя солидными музеями – российского искусства и западного и восточного искусства. По словам ее основателей, Юлии и Максима Волошиных, место выбрано не случайно. В галерее, считают они, представлено то, чего нет в собраниях соседей, гармонично дополняя наши представления об эстетических ценностях народов.

В живописи Василия Копайгоренко прежде всего обращает на себя внимание подчеркнуто светлая колористика и особая техника. Все картины писаны маслом, но при этом совершенно отсутствует свойственная маслу фактура. Эта особенность в сочетании с нежными пастельными тонами создает эффект акварельной легкости и воздушности.

В свое время Василий Копайгоренко получил классическое художественное образование под руководством известных мастеров Виктора Зарецкого и Михаила Дерегуса. Начинал как художник-баталист, но вскоре начал искать свой язык и в конце концов стал работать в народных традициях. Немалую роль сыграло его давнее увлечение старинным украинским бытом. Василий много лет занимается коллекционированием рушников, гончарных изделий, старинной одежды.

Сегодняшний стиль мастера – соединение академической классики и народного начала. Кроме того, в его работах заметны элементы графики: гибкие четкие линии как бы взламывают плоскостное изображение и рождают объем.

Сюжеты Копайгоренко на первый взгляд незатейливы – обычные картинки из народного быта. Но здесь не нужно путать точку зрения его героев и точку зрения художника. То, что, скорее всего, неважно для них, чрезвычайно важно для него. В каждой картине содержится некая дорогая для него мысль. Мирно беседующие старики («Старики») или влюбленные («Свидание») сливаются с сельским пейзажем, становятся его органической частью. Возникает ощущение первоначальной гармонии, в котором когда-то, наверное, пребывали мир и человек.

Иногда художник поднимается до философских обобщений. В этом смысле привлекает сюжет «Гончарный круг». Окружающее гончара и гончарный круг сферическое пространство заполнено предметами народного быта, которые словно движутся вместе с кругом, но уже по другой, более удаленной от земли орбите. Вращающийся гончарный круг становится на его полотне как бы центром мироздания, а малая родина обретает место в пространстве Вселенной.

Народное начало в творчестве Василия Копайгоренко находит также выражение в довольно смелой интерпретации классических мифологических сюжетов, в которых сочетаются православные и древнейшие языческие традиции. К примеру, Григорий Победоносец предстает на его картине в облике казака.

– Меня спрашивают, – говорит Василий, – почему ты не изображаешь современность? Честно говоря, я не вижу в ней большого содержания. Это не моя жизнь, не мой мир.

Подумалось: у художника есть замечательное преимущество. Его поэтический взгляд на мир, творческая фантазия способны создавать новую реальность и позволяют свободно путешествовать в других пределах – там, где чисто и светло.