№ 108 от 18 июня 2010 г.

Не спешите стать белым лебедем

С балетмейстером Черкасского областного музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко, заслуженным артистом Украины Владимиром Федоровичем Татариновым мы встретились во время фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Штурм», который проходил в Смеле, где тот работал в жюри. Интереснейшей судьбы человек. А в Черкассах – местная легенда.

Сначала был… футбол
В ТЕАТРЕ Татаринов уже 27 лет – с 1983-го. Он его «вечный двигатель» (именно так называют Владимира Федоровича актеры), неутомимый трудоголик: требовательный, принципиальный, но справедливый. Несколько раз становился он в Черкассах персоной года. Но скажи ему кто-то на заре юности, что все сложится именно так, не поверил бы. Потому что сначала был… футбол. Причем на профессиональном уровне!

Играть за юношескую сборную Украины для мальчика из Павлограда Днепропетровской области – это было очень серьезно. Но футбол игра жесткая. Травмы почти неизбежны. Нет, бывают везунчики, которые отделываются ушибами и синяками, но Татаринов оказался не из их числа. Однажды он выпал из обоймы надолго, а выздоровев, попал в паузу. Вот тогда и задумался о смене амплуа.

Прыгнуть выше головы
ВЫБОР был не слишком широким: в свое время из-за футбола школу он совсем забросил, а точные науки приблизительных знаний не признают. Так что путь в техническую профессию был закрыт. В наличии же оставалась только хорошая физическая подготовка да полученное в местном танцевальном ансамбле умение зажигательно плясать народные танцы – кубинский, венгерский, молдавский.

Почему он решил, что этого будет достаточно для поступления в театральное училище? Двигало им желание страстное, потому не испугал ни Днепропетровск, ни конкурс в 14 человек на место, ни конкуренты, сгрудившиеся перед дверями, за которыми заседала экзаменационная комиссия. Вот он на сцене в числе очередной группы поступающих. Педагог показывает движение, абитуриенты в костюмах и балетных тапочках пытаются его повторить. «Спасибо. Приходите на следующий год», – говорят каждому в отдельности. Дошла очередь до Володи. Педагог повторяет ту же фразу, но потом смотрит на кирзовые сапоги Володи, на его одежду, видит в глазах парня огонь отчаянного желания поступить и продолжает: «Если, конечно, сейчас не удивите нас чем-нибудь». И Татаринов взлетел в прыжке выше собственной головы.

– Надо всегда прыгать выше головы, – убежден и сегодня Владимир Федорович. – Любая планка ниже – это не то. Поверьте, театр – нелегкий хлеб. Каждый день должен отдавать себя. И неважно, сколько зрителей пришло сегодня в зрительный зал – ты должен взять высокую планку. То есть должен быть характер. Иждивенцам здесь делать нечего. У меня в моей маленькой балетной группе все – пчелки, прекрасные артисты балета.

Сейчас, слава богу, зритель вернулся в театр, у нас нет спектаклей, на которых зал не заполнялся бы на две трети. А есть и такие постановки, которые собирают полные залы. Очень хорошо в этом плане действует администрация театра, директор Владимир Алексеевич Осипов. Он постоянно тормошит коллектив, ищет новые формы работы. Есть хорошие начинания и гастроли.

Рывок в завтра

– ЭТО ВЫ о международном проекте?

– И о нем тоже. В декабре на сцене нашего театра прошла международная премьера комической оперы Иоганна Штрауса «Цыганский барон» – только один раз в Украине, причем на языке оригинала (немецком). Это был международный проект, в котором участвовали очень сильные голоса Европы, все вокальные сольные партии пели голландцы, немцы, австрийцы. А наш театр был представлен хоровой и очень мощной актерской группой, мужским балетом. Уже в феврале мы повезли этот спектакль в Бельгию и Голландию. Гастроли длились целый месяц, залы — битком набиты. Очень хорошо нас принимали.

– Вам в этом году исполнилось 60 лет, и…

– И я попытался сделать свой творческий вечер в театре, назвав его «С любовью к маме». Для меня было очень важно выразить то, что я не успел сказать маме при ее жизни. Отзывы — хорошие… Но на пенсию не собираюсь! (смеется). Я буду до 90 лет танцевать. Я так решил.

– Вы в такой отличной форме, что нельзя не поверить. Откройте секрет, как вы ее поддерживаете?

– А мне по-другому нельзя, потому что рядом со мной артисты балета. Им нужно не только рассказывать, но и показывать, как сделать то, о чем говоришь. Так что сидячая жизнь не для меня. Рядом со мной очень хорошие ребята, которые хотят учиться и учатся. Я часто повторяю: не надо спешить, прежде чем стать белым лебедем, как можно дольше оставайтесь гадким утенком. Это нормально, а впереди – перспектива профессионального, творческого роста, впереди еще есть возможность сделать рывок в завтра.

Киев – Смела.