№ 105 от 15 июня 2010 г.

Реклама — двигатель обмана

«Нулевой тариф»

Мы уже писали, что подчас банки недобросовестно выполняют свои обязательства, а некоторые доверчивые люди попадаются на их удочку и других организаций, предоставляющих некачественные, но красиво разрекламированные услуги. Однако трудно винить граждан, которых цинично обманывают с помощью этой самой рекламной “упаковки”.

Вот, например, висел в Днепропетровске огромный рекламный плакат уважаемых мобильных операторов Utel или Golden Telecom, призывавший подключаться и пользоваться “нулевым тарифом”. Складывалось впечатление, что коммерческие компании решили заняться благотворительностью. Однако тариф, поминутная оплата и и стоимость разговора по версии компаний — разные вещи. Мол, тариф нулевой, а стоимость разговора — за деньги.

Антимонопольный комитет Украины разъяснил горожанам, что, когда мобильные операторы говорят о существовании “нулевого тарифа”, это не соответствует действительнсти. И за такие противозаконные действия Антимонопольный комитет может поставить вопрос о прекращении деятельности хозяйственных субъектов. Специальная рабочая группа уже зафиксировала нарушения в работе мобильных операторов.

Надо сказать, что с января нынешнего года в Днепропетровске ситуация с “нулевыми тарифами” изменилась как по мановению волшебной палочки. Плакаты больше не предлагают бесплатные мобильные разговоры.

Деньги в долг
НЕДАВНО представители Антимонопольного комитета вновь созвали журналистов, чтобы рассказать о другой рекламной афере, которая проворачивалась в нашем городе. Частное предприятие “Капитолий”, предоставляющее деньги в долг, рекламируя свои услуги, обещало клиентам очень выгодные условия. В частности, в рекламе говорилось об упрощенной форме получения денег на приобретение разного рода товаров — от бытовой техники до жилья. У простого потребителя создавалось впечатление, что ему предоставляется “уникальная” возможность получить необходимую ему сумму за минимальные проценты, а главное — возможность выплаты займа в течение 15 лет.

При нынешнем темпе инфляции такой заем вообще можно назвать беспроцентным и даже с отрицательным процентом. Заинтересовавшись подобным предложением, гражданин приходит в офис, где ему предлагают подписать договор.

На радостях, и как у нас это бывает, не прочитав то, что написано мелким шрифтом, человек подписывает этот договор. И только потом узнает, что фактически всего лишь становится участником одной из программ предприятия, а оно само выступает в роли администратора.

Дальше для участника программы по займу приготовлен целый ряд “приятных” сюрпризов. Участие предусматривает выплату участником ежемесячно определенной суммы денег: чистый взнос и административные затраты. Также он обязан разово заплатить регистрационный и административный платежи и ежемесячно — общие платежи. А еще должен заключить ряд договоров (займа, залога, поручительства, страхования объекта залога). Некоторые из них также предполагают внесение определенных средств. И главное, что при этом конкретная дата предоставления самого займа не определена вообще.

Вот такой очередной “нулевой тариф”. Сейчас этой рекламой заинтересовался и Антимонополный комитет, который подробно изучает во всех аспектах деятельность “Капитолия”.

— Условия договора прописаны так, что при желании участника группы расторгнуть договор клиент лишается возможности получить обратно внесенные им деньги, — прокомментировал дело с “Капитолием” председатель Днепропетровского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Анатолий Бедняк. — Это также подтверждается обращениями пострадавших граждан, предоставленными нашему комитету Министерством внутренних дел Украины. Антимонопольный комитет признал действия ЧП “Капитолий” недопустимыми, вводящими потребителей в заблуждение. Компания охватила уже 36 населенных пунктов Украины — от областных центров до небольших городков. В ходе рассмотрения дела комитет столкнулся с тем, что деятельность таких компаний не регулируется действующим законодательством Украины и не контролируется государственными органами. Считая, что эта проблема требует более глубокого и системного подхода, комитет вышел с инициативой к Кабинету министров Украины о внесении изменений в соответствующие законы и нормативные акты Украины, которые бы урегулировали эти виды деятельности и исключили бы возможность обмана граждан такими компаниями.

Мастера украинского “лохотрона” уже отошли от банальных наперстков. Сейчас они используют иные методы. Но пока на всех уровнях исполнительной власти не будут соблюдаться законы, мы рискуем приобрести бесплатный товар или дешевую услугу за очень большие деньги.

Днепропетровск.