№ 105 от 15 июня 2010 г.

Техника вне времени

Харьковский технический клуб “Самоходъ” постоянно знакомит слобожан со старыми образцами автомашин, выпускавшимися в СССР и странах Запада. Но эти образцы, старательно воссозданные руками умельцев, могут вскоре исчезнуть, если для них не будет надлежащего гаража.

Думая о будущем, сбереги прошлое

ТАКОВ девиз объединения слобожанских любителей старой техники. Свою задачу они видят в пропаганде достижений технического искусства прошлых лет, поиске, восстановлении и поддержании в работоспособном состоянии имеющихся у них старых образцов автомашин, мотоциклов и других самоходных средств. Занимаются этим делом люди разных профессий, хотя ядро составляют бывшие и нынешние водители.

Один из них — потомственный автомобилист Василий Мирошниченко, проживающий в поселке Бабаи, что под Харьковом. Водителем стал по примеру отца, трудился с ним в одной автоколонне.

В технический клуб “Самоходъ” его привел свояк — Михаил Поколодный. А началось с того, что родственник попросил Василия Михайловича как умелого ремонтника помочь в восстановлении американского джипа “Додж”.

— В “Додже” все “родное”, кроме пулеметного станка, — рассказывает Василий Мирошниченко, которого автор этих строк встретил у обновленного джипа на параде ретротехники. — Смастерили его для участия в реконструкции военных действий.

— Костюмированная военно-историческая реконструкция сражений времен Великой Отечественной войны — второе увлечение любителей старой автотехники. Ее устраивают с целью распространения военно-исторических знаний среди земляков, прежде всего молодежи. Для участия в таких представлениях владельцам армейского транспорта пришлось приобрести военную форму. Вот в солдатском обмундировании они и приехали на выставку автомобильной и мотоциклетной ретротехники, что недавно состоялась на центральной площади Свободы в Харькове.

Люди и машины
ЗДЕСЬ была представлена добрая сотня автомобилей и мотоциклов. Блестели роскошные машины “Опель-Адмирал”, “Виллис”, “БМВ” довоенной сборки. Но все же основу коллекции составляла техника советской автомобильной промышленности — грузовик-”полуторка” (“ГАЗ-АА”), легковушки “Эмка” (“ГАЗ-М”), “Москвич-401”, “Победа-кабриолет”, “Волга”, “Запорожец” и другие экспонаты. Отдельную группу составляла армейская техника. Это реактивный миномет “Катюша”, установленный на платформе грузовика “ЗИС-151”, бронеавтомобиль БА-20, радиостанция на базе ГАЗ-63 и другие транспортные средства.

На выставку ретротехники пришли, что называется, и стар и мал. Им разрешалось не только осматривать экспонаты, но и “потрогать” их, скажем, сесть за руль управления. Этим пользовались многие, особенно ребятня, которой на выставку пришло больше всего.

— Для меня это встреча с молодостью, — говорит пенсионерка Тамара Владимировна Тихонова. — Всей семьей ежегодно путешествовали на “Москвиче”. Муж был пилотом, а я — штурманом. Объездили почти всю европейскую часть Советского Союза. Когда не стало водителя, “Москвич-401” долго стоял в гараже без надобности. Его купил коллекционер ретромашин. Старые хозяева увидели на выставке ранее принадлежавший им автомобиль в хорошем состоянии. И остались довольны: дорогая им вещь в надежных руках.

Парковка для ретро

СОДЕРЖАНИЕ образцов старой техники обходится для их владельцев недешево: она требует усиленного ухода. С этим любители старины мирятся.

Но их тревожит другое. У большинства членов клуба “Самоходъ” нет базы хранения машин. Технику ставят на территории авторемонтного завода № 110 Министерства обороны. Но там ряд цехов продан, в том числе и тот, где находились машины “Самохода”. Новые хозяева согласились хранить ретротехнику до конца текущего года, а там выставят за ворота. Сейчас старые образцы стоят под открытым небом и ржавеют. И могут погибнуть.

Городские власти на обращение любителей автомобильной старины предоставить площадку для устройства новых ангаров все обещают, но никаких действий для выделения земельного участка не предпринимают.

— Обращались мы даже к президенту страны, правда, прежнему, — вспоминает президент технического клуба “Самоходъ” Александр Осетров. — Довелось мне поговорить с ним на слете коллекционеров старины, проходившем в Киеве. Ющенко выслушал, пообещал содействие. Да так все и осталось пустым звуком.

Харьковские любители автостарины надеются, что ситуация все же изменится к лучшему. Ведь, кроме “Самохода”, богатой коллекцией обладает технический автодорожный университет и технический университет сельского хозяйства.

Харьков.