№ 103 от 10 июня 2010 г.

Лишь бы не поздно

Минтранссвязи Украины, похоже, очнулся от спячки и начинает латать дыры, оставшиеся от “честной власти”. Транспортники опасаются одного — чтобы принимаемые правительством меры не оказались запоздалыми.

За витриной — «практический коллапс»

Никого в стране уже не удивляет, что даже магистральные дороги у нас в плачевном состоянии. Их не “лечат” годами и десятилетиями. А нагрузка на них возрастает. Даже нынче специалисты отмечают рост грузовых перевозок всеми видами транспорта, увеличение переработки грузов в украинских портах. Значит, возрастет и “давление” на дороги.

Пока что все показатели возросли незначительно — от 3 до 8 процентов по сравнению с прошлогодними. К показателям докризисного 2007 года транспортники еще только подбираются. Причин этому несколько: сезонная раскачка, определение новых возможностей и показателей по отрасли и отдельным предприятиям. Наконец, изменение штатов как в самом Минтранссвязи, так и на подчиненных ему госпредприятиях. За последних полтора месяца руководящие чиновники министерства провели более 60 встреч с представителями профильных общественных организаций и других звеньев. Темпы, безусловно, впечатляющие.

Но это, так сказать, фасад, витрина. За ней же — “практический коллапс”. Как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. До сих пор государство и предприниматели не смогли договориться с банками о приемлемых кредитных ставках. В результате даже при определенном оживлении рынка транспортники вынуждены пользоваться либо своими оборотными средствами, либо получать кредиты под 22-28 процентов. А если учесть, что отрасль на две трети “экспортно ориенированная”, то к этому следует добавить конвертацию большей части задействованных средств. Как следствие, “стоимость” кредита возрастает до 27-35 процентов годовых.

Надежды на осенние раунды

По словам специалистов, правительство будет вести переговоры с банкирами, по крайней мере, до осени. То есть реальные средства от банков да и от государства (деньги-то лишь наполовину банковские, под госгарантию) транспортники увидят не раньше октября. Поэтому говорить о каком-либо значительном росте транспортного сектора экономики прежде­временно.

Подтверждений этому сколько угодно. Не будем говорить об общественном транспорте — его проблемы каждый из нас ежедневно ощущает на себе. Скажем о другом. “РГ” уже обращала внимание на кризисную ситуацию в сфере международных грузовых автоперевозок. С цифрами в руках мы показывали, что международных разрешений на грузовые перевозки для наших грузовиков едва хватит до конца мая. Потом все — приехали, стоим. К сожалению, так уже и случилось.

Конечно, подобная ситуация складывалась не “по всем странам”, с которыми работают наши автомобилисты. В этом году в число дефицитных направлений, кроме России, Италии, Беларуси, вошли и страны “восточного направления” — Казахстан, Узбекистан, Армения, Грузия, Азербайджан, а такжеТурция и Румыния. Мы указывали, что непродуманная транспортная политика прежней власти, игнорирующая потребности наших перевозчиков, попустительство при определении годовой квоты для иностранных перевозчиков (и прежде всего с Востока) на две трети нашим предприятиям “вылезут боком”. Поэтому никого из перевозчиков не удивляет сейчас информация на сайтах АсМАП Украины и ГП СМАП с рекомендацией не планировать перевозки грузов по данным направлениям. Ну нет разрешений!

И даже если июньские переговоры об увеличении квот на нынешний год пройдут успешно, это всего лишь будет означать временное облегчение для наших транспортников. Ведь в июне уже закладываются размеры объемов разрешений для двусторонних переговоров на следующий год. В нашем же случае просить об увеличении количества разрешений “на сейчас” и одновременно договариваться об увеличении квот на 2011 год несерьезно. Остается надежда на осенние раунды переговоров. Вот только успеем ли?