№ 101 от 08 июня 2010 г.

«Я человек прошлого века»

Композитор Александр Николаевич Лебедев — коренной крымчанин. Он живет и работает в Симферополе, ведет очень замкнутый образ жизни. Тем не менее Александр Николаевич согласился ответить на несколько вопросов корреспондента.

Наша Справка. Александр Лебедев окончил Московскую консерваторию по классу композиции (преподаватель Тихон Хренников). Автор многих музыкальных произведений. В частности, симфонические вариации Лебедева неоднократно исполняли как в Украине, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья лауреаты международных конкурсов пианисты Алексей Наседкин, Дмитрий Сахаров, Петр Айду, Александр Яцков и другие. А премьера струнного квартета, написанного Александром Николаевичем, состоялась в Органном зале на VII съезде Союза композиторов Украины в Киеве в апреле 1984 года. Лебедев также является автором музыки ко многим театральным постановкам и художественным фильмам, таким, как “Когда улетают аисты” (1964), “Все для вас” (1965), “Горячие зерна” (1966), “Тринадцать поручений” (1969), “Отряд особого назначения” (1978). Многие произведения композитора вошли в репертуар камерного хора “Таврический благовест”, которым руководит заслуженный деятель искусств АРК Николай Николенко.

— Александр Николаевич, в вашей квартире много вещей, которые имеют отношение к известному крымскому композитору Алемдару Караманову. Вас, видимо, многое связывает?


— Мы познакомились в Москве в 1957 году, когда я поступал в Московскую консерваторию, и дружили до самой смерти Алемдара Сабитовича в 2007 году. Он, собственно говоря, ввел меня в музыкальный мир, опекал. Именно Караманов познакомил меня с деканом теоретико-композиторского факультета Московской консерватории профессором Семеном Семеновичем Богатыревым, у которого я начинал учиться композиторскому искусству. Караманов был очень светлым человеком и гениальным композитором. Такие люди рождаются раз в столетие.

— Какими достоинствами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий композитор?


— Конечно, без врожденных способностей здесь не обойтись. Нужно уметь слышать, видеть, чувствовать. Но и, безусловно, быть работоспособным. Потому что сочинительство, в том числе и музыки, требует огромной концентрации, отдачи. Люди поверхностные, ленивые в этом деле лишние.

— Как вы относитесь к современной эстрадной музыке?

— Это какая-то долбежка, под которую нужно дергаться. Тут, в общем, и говорить-то не о чем. С другой стороны, вы, наверное, замечаете, что на эстраде и на телевидении в основном исполняются песни, написанные еще в советские годы. Новых интересных песен очень мало. В чем причина?

Всякий труд должен быть востребован. При Советском Союзе композиторов, поэтов, писателей — словом, творческих людей поддерживало государство, стимулировало их профессиональный рост. Сейчас ничего этого нет. Ну и хорошей музыки, естественно, сейчас тоже нет. Остается надеяться лишь на энтузиазм отдельных композиторов. Но, как известно, на голом энтузиазме далеко не уедешь. Видите ли, я человек прошлого века, ушедшей эпохи. Я не очень хорошо понимаю то, что сейчас происходит. Да и, честно говоря, не хочу во все это вникать.

— Если не секрет, над чем сейчас работаете?

— Как раз секрет. Могу сказать одно: это серьезное симфоническое произведение, которое, я надеюсь, будет мной дописано и когда-нибудь кем-нибудь исполнено. Естественно, я пишу его, как говорится, для себя. Потому что никаких заказов на симфоническую музыку у нас давно уже не существует.

Крым.