№ 96 от 01 июня 2010 г.

Инвестировать или везти из Австралии?

В последнее время ситуация в угольной отрасли Украины понемногу улучшается. На 14 с лишним процентов увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отгрузка топлива в апреле. На 11 процентов перекрыли шахты в конце мая заданный уровень фактической суточной добычи.

И все же здоровье отрасли, ее реальные возможности, как и прежде, вызывают непростые размышления. Парадоксальным называет нынешнее положение стратегического звена украинской экономики народный депутат, член фракции КПУ в Верховной Раде, а в прошлом шахтер Евгений Волынец...

Спрос-то есть, а предложений маловато


В САМОМ деле. Спрос на уголь в Украине нынче есть. А вот предложений — маловато. По оценкам экспертов, объемы производства в металлургии могут увеличиться в этом году на 11-14 процентов. Это свыше 34 миллионов стали. Но чтобы выпустить ее, надо больше израсходовать коксующегося угля. А его-то у нас и не хватает.

“На государственных шахтах добывается чуть меньше половины полезного ископаемого, — говорит Волынец. — Для того, чтобы увеличить здесь объемы производства, нужны серьезные инвестиции. Если государство направит эти средства в 2010 году, то в 2011-м можно будет на что-то рассчитывать”.

Прогнозы аналитиков говорят, что, проинвестировав отрасль сегодня, в 2011-2012 годах государственные шахты увеличат объемы добычи на три, а частные — на девять процентов. Впрочем, и это не покроет спрос на коксующийся уголь. Далеко не все наши шахты и залежи могут обеспечить потребности экономики в необходимых марках угля.

“Поэтому, — отмечает депутат-коммунист, — дефицит коксующегося угля может составить в нынешнем году 14 миллионов тонн. А к 2015 году его нехватка достигнет уже 18 миллионов. Основным поставщиком, возможно, будет Россия. Из этой страны мы могли бы получать 80 процентов всей ввозимой угольной продукции. Однако, несмотря на потепление в отношениях между государствами, и сегодня существует угроза потери хорошего партнера. Ведь прежде чем поставлять уголь в Украину, Россия позаботится о своих нуждах. К тому же нашим конкурентом в покупке российского угля является Китай, у которого нет проблем с финансами”.

Не решат проблемы и баржи

СЕРЬЕЗНЫМ тормозом в наращивании импорта российского угля может стать и банальная нехватка подвижного состава. Здесь и возникает необходимость завозить сырье в больших объемах из дальнего зарубежья.

“Но тогда уголь по-настоящему превратится в черное золото. Он будет стоить намного дороже, — подчеркивает бывший угольщик. — За тонну в мире уже сегодня просят 180 долларов. А концентрат отпускают за вдвое большую сумму. И это еще не предел. В случае импорта сырья, например, из Австралии или Канады, затраты вообще не покроются. Увеличивает цену и недостаточно развитая инфраструктура украинских портов, не способных принимать многотоннажные суда. Поэтому импортерам придется пользоваться услугами морских ворот других государств. К примеру, судно может причалить в румынском глубоководном порту Констанца. Там оно частично разгружается и уже полузагруженным, с меньшей осадкой идет в украинский порт. Остальное доставляется баржами”.

“Вроде бы вариант, — резюмирует Волынец. — Но такая процедура увеличивает стоимость доставки угля еще на 10-20 долларов за тонну...”

Конечно, ситуацию могли бы спасти собственные глубоководные порты. Но они пока только строятся. И к 2012 году их, возможно, запустят лишь в Севастополе и Очакове. Так что оживит экономику Украины только комплексный подход и не к “реструктуризации”, а к широкой модернизации стратегической отрасли. Без этого вперед мы не продвинемся...