№ 95 от 29 мая 2010 г.

Кино и картины «Харьковской сирени»

Очень насыщенной и разнообразной была программа II международного фестиваля короткометражного кино “Харьковская сирень”.

Звездные гости

В ЧИСЛЕ гостей была французская актриса Милен Демонжо. Ее мать родилась и жила в Харькове, откуда бурные вихри гражданской войны забросили жену офицера царской армии сначала на Дальний Восток и в Китай, потом во Францию. Об этом Милен Демонжо рассказывает в своей книге под названием “Харьковская сирень”. Отсюда, собственно, и возникло имя слобожанского кинофестиваля, куда французская звезда экрана привезла своего давнего друга, не менее известного актера Пьера Ришара.

Приехали в Харьков и российские деятели кино, родившиеся на Слобожанщине. Это народная артистка России Наталья Фатеева и кинорежиссер, сценарист, актер Владимир Фокин. Они встречались со зрителями, провели мастер-классы для студентов Харьковского университета искусств.

«Бузкові парфуми»

ЯРКИМ эпизодом кинофестиваля стало открытие памятной доски первому кино­оператору Российской империи Альфреду Федецкому. Местный фотограф польского происхождения много экспериментировал, работая с цветной и рельефной фотографией, положил начало съемкам хроникальных фильмов. Мемориальная доска напоминает о первом публичном киносеансе, который 2 декабря 1896 года в здании нынешней филармонии провел Альфред Федецкий.

Еще одним заметным событием стала выставка картин “Сирень по-харьковски”. Наш город всегда славился своей сиренью. Белые, розовые, сине-лиловые, голубые, красноватые, рыхлые и плотные соцветия любимого всеми кустарника наполняют его парки и скверы, дворы частных усадеб. Цветущая сирень — одна из излюбленных тем харьковских художников. Их работами были украшены стены фойе оперного театра, где проходили все главные действа кинофестиваля. Свои полотна, а это более трех десятков работ, представили на выставку десятки живописцев. Центральное место занимали картины народного художника Украины, профессора Харьковской государственной академии дизайна и искусства Виктора Ковтуна. Среди них — полотно “Бузкові парфуми”, номинировавшееся на Шевченковскую премию.

Под знаком Победы

НО ВСЕ ЖЕ главным событием четырех фестивальных дней было кино. Авторы из Европы, Америки, Азии и Австралии представили почти четыре десятка короткометражных фильмов — игровых, неигровых и анимационных.

Жюри под председательством кинорежиссера Владимира Фокина главные призы фестиваля — ветки сирени из гутного стекла — присудило восьми авторам, представляющим Россию, Францию и Украину.

Гран-при завоевал короткометражный фильм харьковского режиссера и сценариста Руслана Никулина “Человечкин”. Среди отмеченных наградами работ особо хочется выделить игровой фильм “Тату” бывшего харьковчанина, а ныне московского сценариста и режиссера Вячеслава Серкеза. Героиня ленты хочет сделать себе татуировку, но узнав от очевидцев о клеймении заключенных в фашистских концлагерях, начинает по-иному смотреть на модные прихоти современной молодежи.

Поскольку кинофестиваль проходил сразу после празднования 65-летия Великой Победы, теме Великой Отечественной войны было отведено особое место. На отдельных сеансах демонстрировались уникальные кадры мировой кино­хроники грозной поры и лента историков из американского города-побратима Цинциннати “Под огнем”, повествующая о судьбах советских женщин в военные годы.

В рамках кинофестиваля состоялась премьера оратории композитора Владимира Дашкевича “Солдатский реквием”.

Харьков.