№ 95 от 29 мая 2010 г.

Хорошо... и немного страшно

В столичном Украинском доме проходит ставшая традиционной международная выставка-ярмарка “FINE ART UKRAINE”. Она организована, как и все подобные мероприятия в этом учреждении, старательно и со вкусом.

ОТДАДИМ должное бывшему директору Украинского дома, которой поручено ныне, должно быть, по просьбе прежнего президента, поднимать “стройку века” “Мистецький арсенал”. Именно ее трудами сформирован стиль и заложены традиции здешних вернисажей. Как всегда, открытие проходило при большом стечении гостей под аккомпанемент скрипичного концерта камерного ансамбля.

Под звуки скрипки, не торопясь, прошелся по выставочным залам. И надо сказать, увидел много интересного. Экспозиция, как всегда, масштабна и разнообразна, благо площади Украинского дома позволяют принять большое количество участников. Широкий спектр видов современного изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры, фото, видео — демонстрируют здесь 45 украинских и зарубежных галерей.

Центральный зал на этот раз предоставлен специальному гостю “FINE ART UKRAINE” польско-американскому фотографу с мировым именем Ришарду Горовицу.

Ришард — человек драматической биографии. Родился в Кракове в 1939 году. Сразу после оккупации Польши нацистами его семья вместе с другими еврейскими семьями очутилась в гетто, а затем на фабрике небезызвестного Оскара Шиндлера, который спас Ришарда и его родителей от уничтожения в газовых камерах Освенцима. На сегодняшний день он является самым юным из оставшихся в живых детей этого концлагеря.

Ришард Горовиц стяжает славу фотографа-новатора. По сути, он утвердил принципы цифровой фотографии еще задолго до ее появления. Причудливые комбинации изображений, игра с ними превращают его работы почти в живописные композиции. И все же при этом они остаются фотоснимками.

В целом фотохудожником владеют жизнеутверждающие настроения. Но в некоторых снимках нет-нет да проскользнут почти апокалиптические, внушающие тревогу и даже безотчетный страх мотивы. Возможно, это рудименты памяти о страшном времени, проведенном в фашистских застенках, хотя тематически эти работы с этим периодом не связаны. Ужас, например, навевает торнадо, уносящий все живое в бездну космоса, оставляя после себя выжженную пустыню. Так же воспринимаются духовые трубы, из которых пышут нефтяные факелы. Во всем этом видится безответственная рука “его величества” человека, который шибко расхозяйничался на нашей голубой планете.

Тревожные чувства вызывает и спецпроект известного киевского художника Игоря Губского “Город”. Но здесь испытываешь уже тревогу по другому поводу. Мрачные, в духе Рембрандта жанровые картины, навеянные жизнью современного киевского Подола, говорят о нарушении основ нормального человеческого общежития, о неустроенности и страхе человека перед настоящим и будущим.

А еще посетитель обнаружит на арт-ярмарке приятный сюрприз — выставку рисунков из мультфильмов “отцов” “Приключений капитана Врунгеля” и “Острова сокровищ” Давида Черкасского и художника-постановщика Радны Сахалтуева. Правда, этот проект далеко не оптимистичен по названию: “Украинская мультипликация. Все, что осталось”. Рисунки собраны, что называется, по сусекам. Ну а некогда знаменитой украинской мультипликации, как известно, уже давно не существует.