№ 94 от 28 мая 2010 г.

Чтоб в Ступке воду не толочь

Все как положено: красная дорожка, звездные гости, сотни кинокамер... Однако ІІ Киевский международный кинофестиваль, который проходит в столице с размахом не в пример прошлогоднему, по-прежнему далек от фестиваля-мечты и пока больше соответствует статусу мечтающего фестиваля. Хотя и это уже неплохо.

Мечтающий фестиваль

ПЕРЕД церемонией открытия фестиваля столкнулся в фойе с одним из членов жюри заслуженным художником Украины Сергеем Якутовичем и поздравил его с событием.

— Что вам сказать, — как-то иронически отреагировал Сергей, — у нас как-то странно: “кина” нет, а фестивалей хоть отбавляй.

Конечно, он имел в виду отсутствие украинского кино. По количеству фестивалей мы, пожалуй, утрем нос многим вполне кинематографическим державам. В одном только Киеве на сегодняшний день их не меньше пяти. Следом за Киевским в июне стартует, опять-таки, международный фестиваль в Одессе.

Парадокс налицо. Фестивали проводит страна, в которой за прошлый год не снято ни одного(!) полнометражного фильма за государственный счет.

Председатель отборочной комиссии Ирина Гордиевская, полагая, что в Киеве фестиваль без украинского кино — это нелепо, абсурд, до последнего надеялась, что в фестивале будет участвовать Сергей Лозница со свежим украинским фильмом “Счастье мое”. Но режиссер поехал в Канны, что вполне можно понять: более авторитетный кинофорум, где к тому же украинский фильм впервые был допущен к конкурсу. Ситуацию спас фильм Виллена Новака “Любить или убить” Одесской киностудии, который снимался из-за финансовых неурядиц более двух лет и со скрипом поспел как раз к открытию фестиваля.

По большому счету “кина” у нас на сегодняшний день действительно нет. Зато есть у нас Богдан Ступка, интерконтинентальная звезда театра и кино. Без преувеличения можно сказать, что в организации Киевского фестиваля его заслуга первостепенная. Ступка — тяжелая артиллерия фестиваля (так назвала его Ирина Гордиевская). Там, где нужно наладить контакты, о чем-то договориться — там Ступка. Именно благодаря ему удается и деньги раздобыть, и привлечь звездных гостей. Ему же удалось заручиться поддержкой президента, отнюдь не формальной. Государство выделило недостающие средства на проведение форума.

Сам Богдан Сильвестрович давно мечтал о фестивале в украинской столице уровня Венеции, Берлина или Москвы, как сам говорит, — класса “А”, который стал бы центральным кинофорумом мировых и национальных кинопремьер в Украине. Понятно, для этого нужно иметь свое кино. Но он решил использовать нестандартный ход — возрождать кино через кинофестиваль.

— Я только что вернулся с Каннского фестиваля, — сказал Богдан Ступка на церемонии открытия. — Фестиваль мне понравился. В особенности тем, что там мало говорят и много делают.

Во имя будущего КМКФ надо всерьез принять к сведению скрытый совет метра и следовать этому совету. Иначе мы окончательно привыкнем к роли потребителя чужих товаров не только в материальной, но и в духовной сфере, в том числе — чужого кино.

В кадре и за кадром

КРЫЛАТОЕ выражение “кадры решают все” в кинематографе получило свое наполнение. Успех фестиваля определяется прежде всего его содержанием и его участниками. В этом году организаторам удалось привлечь для участия в конкурсе картины из 15 стран. Если прибавить к этому внеконкурсную программу и специальные программы-ретроспективы классиков кинематографа, получится около 100 картин.

Среди членов жюри и гостей фестиваля “кадры”, не требующие представления — легендарный кинорежиссер, призер Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей Отар Иоселиани (Франция), Армен Джигарханян, Сергей Говорухин, Алексей Серебряков (Россия), любимая актриса Акиры Куросавы Миеко Харада (Япония), Марта Мессарош (Венгрия), Ежи Гофман (Польша)...

По словам генерального продюсера фестиваля Федора Крата, если украинское кино явно не созрело для фестиваля, то технически Киев для него вполне созрел. Открытие состоялось в главном зале страны — Национальном дворце искусств “Украина”, а основной его рабочей площадкой стал мультиплекс “Баттерфляй Ультрамарин”. Этот киноцентр, по заверению организаторов, как нельзя более подходит для проведения фестивалей. Здесь несколько просмотровых залов, оснащенных современной техникой, обширная площадь вестибюлей с несколькими кафе и рестораном “Оазис”, который на время фестиваля превратился в пресс-центр. Наличие достаточного количества мест позволило запустить билеты в свободную продажу на просмотр конкурсных фильмов.

Интересна и полезна, в том числе для возрождения украинского кинематографа, закадровая программа фестиваля. В его рамках серия диспутов и “круглых столов” по изменению украинского законодательства в области кинопроизводства и семинар по интеграции украинского кино в мировой кинопроцесс.

Столица Украины будет жить фестивалем в течение недели, а 1 июня молодой, но амбициозный кинофорум назовет своих лауреатов.