№ 94 от 28 мая 2010 г.

Первые результаты работы новой власти: достижения и проблемы

Три месяца прошло с того момента, когда началось отстранение националистов от государственного кормила. 25 февраля В.Янукович принес президентскую присягу. По сложившейся традиции первые выводы о деятельности новой власти принято делать после ста дней ее существования. Однако в сложнейшей социально-экономической и политической ситуации, в которой находится посторанжевая Украина, вряд ли уместно дожидаться истечения стодневного срока, чтобы оценить сделанное. Да и несделанное — тоже. Это очень важно для закрепления положительных и пресечения негативных тенденций, уже достаточно четко наметившихся в работе новой власти. Вот почему я решил опубликовать настоящую статью уже сегодня.

СНАЧАЛА — о позитиве. Во-первых, есть основания утверждать, что новая власть не болтает, а управляет государством. В любой другой ситуации называть это достижением было бы так же неуместно, как, скажем, хвалить капитана корабля за то, что в штормовую погоду он стоит на мостике и командует судном, а не горланит пьяные песни на камбузе. Но ведь обстановку, сложившуюся в нашей стране, никак не назовешь обычной! На протяжении всего периода своего господства заправилы “оранжевого” режима занимались чем угодно (саморекламой, демагогией и популизмом, междоусобными склоками, восхвалением гитлеровских пособников, разрушением памятников истории, заискиванием перед Западом, втягиванием Украины в НАТО, сдачей газоносного черноморского шельфа Румынии), а вот позаботиться о сколько-нибудь эффективном функционировании государственного механизма “забыли”. Напротив, пять лет они с маниакальным энтузиазмом “разбрасывали камни”. В результате система управления государством оказалась в состоянии, близком к клинической смерти. Она нуждалась в реанимации. Причем сделать это нужно было срочно: бушующий вокруг экономический кризис не дает времени на раскачку.

Факт остается фактом: этого удалось добиться достаточно быстро. Сверху донизу восстановлена вертикаль власти. Выведена из паралича Верховная Рада. Принят Государственный бюджет, без которого страна жила почти полгода. Прекратились публичные выяснения отношений между высшими должностными лицами. Президент, правительство и парламентское большинство перестали смотреть друг на друга, как на ночных грабителей, вознамерившихся хитростью и силой отнять у них лакомый кусок полномочий. Отныне польза или вред, приносимые народу Украины проводимой властями политикой, зависят от ее социальной направленности, продуманности и последовательности, а не от того, способны ли в принципе органы управления заниматься своими прямыми обязанностями.

Во-вторых, новая власть стала первой из всех, пребывавших у руля за последние девятнадцать лет, выполнять свои предвыборные обещания. Вернее, начала выполнять некоторые из них. И хотя долгосрочные прогнозы делать преждевременно, этот факт, несомненно, нужно поставить ей в заслугу.

Нравятся кому-то или нет меры, направленные на радикальное улучшение отношений с Россией, но они однозначно вытекают и из предвыборной программы действующего главы государства, и из коалиционного соглашения, и — это хочу подчеркнуть особо! — из политической платформы, подписанной Януковичем и руководством Компартии Украины перед вторым туром президентских выборов. То же самое можно сказать о повышении (пусть и весьма незначительном) социальных стандартов, а также о первых шагах в области борьбы с кризисом, катастрофические последствия которого многократно усугублены бездарным “оранжевым” правлением. Пока что устояла власть и перед Международным валютным фондом, требующим, в частности, поднять возрастную планку выхода на пенсию и повысить коммунальные тарифы для населения.

В-третьих, новая власть (по крайней мере, на сегодняшний день) отмежевалась от национализма. А ведь все ее предшественники, начиная с 1991 года, либо откровенно ему потворствовали (Л.Кучма), либо прямо насаждали эту зловещую идеологию (Л.Кравчук, В.Ющенко, Ю.Ти­мошенко)!

Свернута, будем надеяться, навсегда, преступная политика втягивания нашей страны в НАТО, с тупой наглостью проводившаяся националистами и их пособниками вопреки воле подавляющего большинства граждан Украины. Приостановлено наступление на гражданские права русскоязычного населения. Устами президента государство публично отказалось от дикого утверждения “оранжевых”, будто голод 1932–1933 годов был геноцидом украинцев. Свидетельством серьезного оздоровления морально-политического климата в стране стало празднование 65-й годовщины Великой Победы, которое впервые за много лет прошло так, как того заслужили наши герои-ветераны.

А ведь был возможен совершенно иной вариант развития событий! Вспомним, что в первые дни после президентских выборов стоял вопрос о создании парламентско-правительственной коалиции в составе Партии регионов, ющенковской “Нашей Украины” и Блока Литвина. Многие лидеры “бело-голубых” говорили тогда о ней, как о чем-то уже почти решенном и вполне нормальном.

Будь данный вариант реализован, националисты, получавшие в такой “сине-оранжевой” коалиции контрольный пакет депутатских мандатов, сорвали бы любые попытки наладить взаимовыгодные отношения с братскими восточнославянскими народами, расширить сферу использования русского языка, восстановить правду истории. Наш народ и поныне жил бы в ющенковской Украине, хотя и без Ющенко.

Своими решительными действиями и вхождением в коалицию коммунисты сорвали этот план. И сегодня мы добиваемся, чтобы процесс освобождения страны от “оранжевого” наследия стал необратимым, а новая власть смогла быстро развить свои первые успехи. Но для этого ей необходимо преодолеть три главных препятствия, мешающих выполнению обязательств перед соотечественниками.

ПЕРВОЕ препятствие — это подрывная деятельность националистов, разрозненных, деморализованных, но отнюдь не добитых. К тому же антиконституционно они сохраняют практически монопольный контроль над мощнейшим инструментом воздействия на умы людей — электронными средствами массовой информации, в том числе и государственными.

Националисты настолько же неконструктивны сегодня в оппозиции, насколько деструктивными были вчера, когда занимали высшие посты в государстве. Они без малейшего стеснения (и даже с некоей геростратовской бравадой) руководствуются печально знаменитым принципом “чем хуже, тем лучше”. Политическая активность этих господ откровенно направлена против национальных интересов нашей Родины.

Самый наглядный пример, подтверждающий такую характеристику, — разнузданная вакханалия, устроенная “оранжево-бело-сердечной” братией вокруг договоренностей, достигнутых президентами Украины и России в Харькове и в Киеве.

Казалось бы, о чем здесь вообще можно спорить? Находясь у власти, националисты “догнали” до 340 долларов цену на российский газ, сделав ее неподъемной для экономики. Производство оказалось на грани полной остановки. Над страной явственно замаячил призрак энергетического апокалипсиса. Политикам, совершившим подобный “подвиг”, нужно было на коленях выпрашивать прощения у сограждан. Так нет же! Вместо того чтобы смиренно каяться, националисты устроили отвратительный шабаш с использованием спецсредств, пытаясь помешать исправить нанесенный ими нашему народу вред!

Как преодолеть это первое, “оранжевое”, препятствие? Рецепт здесь может быть только один: необходимо всеми законными способами добить национализм, да так основательно, чтобы он никогда больше не смог поднять голову на украинской земле. Нашим партнерам по парламентской коалиции нужно покончить с разговорами на каждом шагу: мол, сильная “оранжевая” оппозиция полезна для Украины, ибо она является инструментом демократии и будет указывать обществу на просчеты власти, заставляя ту лучше работать и не позволяя “зажраться”. Мол, в рядах националистов есть перспективные политики и даже желательные преемники Януковича на президентском посту.

Пора усвоить как дважды два четыре: националисты враждебны демократии не только когда стоят во главе государства, но и когда отстранены от управления. Они не способны организовать эффективный контроль над руководством страны: хороши “контролеры”, по уши погрязшие в коррупции! “Оранжевые” никогда не станут подталкивать власть в верном направлении: все ее успехи они немедленно объявят преступлениями и будут мешать их развить, не гнушаясь самыми противозаконными средствами. Каждый просчет, каждое проявление слабости, каждый случай отступления от предвыборных обещаний провозгласят “шагом в верном направлении” и станут (как всегда, бесцеремонно и нахраписто) добиваться от своих оппонентов дальнейшей сдачи позиций. Среди националистов не может быть перспективных политиков, потому что все они разрушители по самой своей социальной природе. Это не оппозиция, а банда.

Вторым препятствием являются противоречия внутри ведущей силы новой власти — Партии регионов: между малочисленной, но влиятельной националистической “пятой колонной” в ее рядах и основной массой “регионалов”, на дух не переносящей “оранжевых”; между различными группировками “бело-голубых” олигархов, имеющими несовпадающие коммерческие, а стало быть, и политические интересы; между буржуазным руководством Партии регионов и ее рядовыми членами.

Эти противоречия существенно влияют на политику “регионалов” и их лидера, а в результате — и на деятельность правящей коалиции. Чем можно объяснить голосование депутатов-“регионалов” за допуск натовских вояк на территорию нашей страны, против чего они бурно протестовали в прошлые годы? Или невыполнение президентом публично данного обещания отменить ющенковские указы о провозглашении героями фюреров кровавой бандеровщины, да еще в ситуации, когда такой шаг поддерживает не только подавляющее большинство граждан Украины, но и Европейский союз? Только одним: Янукович испытывает сильнейшее давление со стороны реакционных националистических сил в собственной команде, а поэтому вынужден маневрировать и идти им на уступки.

Не стану предлагать рецепты, способные разрешить противоречия в бело-голубом лагере. Это не мое дело. Хотел бы надеяться, что у президента хватит политической воли избавиться от засланных “оранжевых” казачков, а заодно хотя бы отчасти обуздать ненасытные аппетиты олигархов из своей партии. Могу только сказать: коммунисты всеми силами помогут Виктору Федоровичу, если он решится действовать в этом направлении.

Третье препятствие — политическая неоднородность правящей парламентской коалиции. Партия регионов и Блок Литвина представляют в ее составе крупный капитал, депутаты-коммунисты — трудящихся. А поскольку интересы эксплуататоров и эксплуатируемых, мягко говоря, не совпадают, постольку позиции участников нынешнего парламентского большинства неизбежно будут расходиться по многим вопросам. Собственно говоря, это наблюдается уже сегодня, когда, например, наши буржуазные партнеры в Верховной Раде не поддерживают предложения коммунистов, направленные на выплату людям долгов по денежным вкладам за счет ограничения сверхприбылей олигархов.

Как преодолеть данное препятствие, затрудняющее выполнение новой властью данных народу обещаний? Здесь есть только один путь. Необходимо четко расставить точки над “і”, откровенно ответив на два тесно взаимосвязанных вопроса: какая общая цель стоит перед коалицией, и как долго ее участники будут вместе?

На первый вопрос я отвечаю так: нынешняя буржуазная по своему характеру коалиция не способна освободить трудящихся от капиталистической эксплуатации. Но она может и должна очистить эту эксплуатацию от посторонних примесей — развала производства, сдачи национальных интересов Западу, массовых невыплат заработной платы и прочих “прелестей”, ставших постыдной “нормой” за двадцать лет “незалежності” в целом и за период “оранжевого” господства в особенности.

Когда данная цель будет достигнута, на передний план неотвратимо выдвинется главное противоречие современной эпохи — между трудом и капиталом, замаскированное в настоящий момент противостоянием между националистами и их противниками. А вместе с ним выйдет на первый план и противоречие между Компартией Украины, с одной стороны, и всеми без исключения буржуазными политическими силами — с другой.

Из этого вытекает ответ на второй вопрос: нынешняя коалиция — всерьез, но не навсегда. Рано или поздно она прекратит свое существование: либо в том случае, если парт­неры коммунистов откажутся от достижения объединяющей нас ныне цели (пессимистический сценарий), либо когда эта цель будет достигнута (оптимистический сценарий).

Долг всех участников коалиции перед народом Украины — сделать так, чтобы именно оптимистический сценарий был претворен в жизнь. А для этого необходимо четко определить задачи, объединяющие ее членов: ликвидацию националистической угрозы, спасение отечественной экономики от краха и социальную защиту населения в условиях кризиса. Вне рамок такой конкретной программы у коммунистов ничего общего с буржуазными партиями нет и быть не может. Мы не собираемся защищать сверхприбыли олигархов, а наши партнеры не намерены строить социализм.

Вот почему участникам коалиции следует сосредоточить усилия на реализации этой программы, оставив за собой полную свободу действий и критики во всех вопросах, лежащих за ее пределами. В частности, мы обязаны резко поднять удельный вес зарплаты в себестоимости продукции, защитить отечественное производство от натиска иноземных конкурентов, ввести прогрессивное подоходное налогообложение, выгодное для трудящихся, и осуществить другие важные меры, предусмотренные в документе о сотрудничестве, подписанном между Компартией Украины и президентом страны.

Подытожу сказанное. Новая власть — значительный шаг вперед по сравнению с предыдущей, потому что она принимает меры по предотвращению общенациональной катастрофы, на грань которой поставило Украину преступное “оранжевое” правление. И мы, коммунисты, полностью поддерживаем ее усилия в данном направлении.

Но это буржуазная, олигархическая власть. Она способна защитить производство, но никогда не даст трудящимся ни надежных социально-экономических гарантий, ни стабильного процветания, ни уверенности в завтрашнем дне! Всего этого вы должны добиться сами, развернув классовую борьбу против эксплуататоров. А мы, коммунисты, будем вместе с вами. И никакое участие в коалициях не помешает нам сражаться с угнетателями за благо трудового народа!

Первый секретарь ЦК КПУ.