№ 91 от 22 мая 2010 г.

Расчищая завалы и ломая копья

От субботы до субботы

Центральным событием украинской жизни (в том числе и экономической), несомненно, стал состоявшийся на этой неделе визит в Киев президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. О его итогах говорят и спорят эксперты, СМИ и политики. Воинственную, непримиримую позицию занимает в этих спорах вчерашняя власть, заявляя, что новая команда “тупо сдает Украину Москве”. Но так ли это?

Не кредитной кабалой, а сотрудничеством

Вчера “РГ” рассказала об отраслях и объектах, которые могли бы стать для обеих стран точками взаимных интересов. Не станем снова перечислять эти звенья, поговорим о том, выгодно ли такое сотрудничество Украине. Едва ли не самая жестокая полемика развернулась вокруг авиастроения. Не стесняясь в выражениях, оппозиция клеймит намерения укрепить и расширить здесь горизонты сотрудничества, убеждает всех в том, что “старший брат” просто хочет захватить перспективный сектор нашей экономики. При этом ни один из “защитников державы” не вспоминает, что о том же самом — о необходимости расширения кооперации и укрепления связей между украинскими авиастроителями и их российскими партнерами — говорила в октябре 2009-го сама Юлия Тимошенко во время посещения запорожской корпорации “Мотор Січ”, выпускающей авиационные двигатели.

В общем-то, понимая, до чего довела авиастроителей власть, представителем которой является и она (в годы президентства Ющенко отношения с Россией настолько испортились, что затормозилось создание военно-транспортного Ан-70, возобновление серийного выпуска тяжелых транспортных самолетов Ан-124-100 “Руслан”), премьерша заявила, что импульс развитию отрасли могут дать лишь инвестиции, только с их помощью можно будет обновить технологические базы конкретных авиационных и моторостроительных предприятий. И такие средства (от 3 до 5 миллиардов гривен в год) украинское правительство найдет, сказала она. Но каким образом? За счет привлечения кредитных ресурсов.

Иным, лучшим для страны путем и без кредитной кабалы решена эта проблема сегодня. Снятие политических барьеров, укрепление межгосударственных отношений позволило всерьез говорить о реализации совместных проектов, о расширении совместного производства самолетов, на покупку которых уже поданы десятки заявок, о выработке совместной маркетинговой политики, способной принести обеим странам миллиарды долларов. Так что же здесь плохого?

На что надеется завод без зарплаты

Сотрудничество с Россией выгодно и тем, что здесь у нас существуют давно налаженные связи. Важно и то, что одни детали самолетов производят лишь в России, а другие — только в Украине. Если бы каждая из стран решила в этой ситуации “замкнуться” и взять курс на “внутренний вариант” авиастроения, вопрос решался бы долго и больно. Россия, как более мощное государство, прошла бы этот тяжкий путь быстрее. А вот одолела бы его Украина или нет, сказать сложно. Так что лучше все-таки работать вместе. Не случайно метод кооперации использует авиастроение всего мира.

К тому же работники Харьковского государственного авиационного производственного предприятия уже три месяца не получают зарплату. Об этом сообщили 17 мая на заводе. Сумма задолженности не разглашается. Однако свои надежды на лучшее харьковчане во многом связывают с увеличением объема российских заказов.

Кооперация даст нам многое

Теперь о других отраслях. Например, в сфере энергетики кооперация с Россией даст нам технологии для обогащения урана и производства топлива для АЭС, что, в свою очередь, позволит Украине создать собственное ядерное производство и совместно выйти на рынки сбыта такой продукции в другие страны. А еще мы можем получить прямые инвестиции для разработки Новоконстантиновского месторождения урана и средства для реализации ряда других проектов. Кроме того, Россия может предоставить Украине крайне важную сегодня льготную цену на достройку атомных энергоблоков №3-4 на Хмельницкой АЭС и долгосрочный кредит.

За счет кооперации в машиностроении Украина может получить дополнительные прямые заказы из России, а через нее — субконтракты с другими странами. Харьковский гигант “Турбоатом” готов выполнять контракты совместно с Россией и даже проводить общую маркетинговую политику. Россияне способны также обеспечить постоянными и крупными заказами украинских производителей продукции для железнодорожного транспорта.

Какая же здесь “потеря суверенитета”? Наоборот, во мраке наконец забрезжил свет. Появилась возможность улучшить жизнь, сделать так, чтобы люди не сидели месяцами без зарплаты. Это ли “сдача национальных интересов”? Или они у оппозиции совсем не те, что у народа?

Привет экс-премьеру от Счетной палаты

Прошедшую неделю страну будоражила ситуация, связанная с “лидером оппозиции” экс-премьером Тимошенко. Под ее руководством в 2009 году почти 70 процентов средств резервного фонда Госбюждета использовались не по назначению. Об этом сообщил руководитель Счетной палаты Украины Валентин Симоненко. Речь шла о средствах, “направляемых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций”.

В качестве примера он привел решение тимошенковского Кабмина о выделении 17 миллионов гривен для ликвидации последствий заморозков на Херсонщине, в результате которых пострадали более 100 тысяч гектаров посевных площадей. По словам главы Счетной палаты, все эти 17 миллионов получила днепропетровская фирма ООО “Юг-тара”, имеющая посевных площадей лишь... одну тысячу гектаров. Деньги, выделяемые из Госрезерва, становились карманными средствам Кабмина, считает Симоненко. Он уверен, что в сложившейся ситуации по результатам проверки Счетной палаты “должен отвечать тот человек, который подписывал все постановления правительства с грубыми нарушениями законодательства. Это Юлия Владимировна Тимошенко”, — заявил он. И добавил, что в 2009 году расходы из резервного фонда почти в два с половиной раза превысили сумму убытков, нанесенных чрезвычайными ситуациями.

Колоссальными и несопоставимыми с реалиями назвал Валентин Симоненко и затраты на борьбу с гриппом. По его словам, на эти цели было выделено более миллиарда гривен из госбюджета и 500 миллионов из резервного фонда. Но для лечения и профилактики гриппа использовано лишь 8 процентов лекарств, купленных с подачи экс-премьера. Все расчеты и решения правительства и Минздрава не базировались на объективных прогнозах и экономических выводах. А “разработанные мероприятия” не только не выполнены, но и не были начаты. Именно по этой причине результаты “сенсационного аудита” уже направлены в Кабинет министров, Министерство здравоохранения и Генеральную прокуратуру.

Тимошенко среагировала моментально, обозвав руководителя Счетной палаты “марионеткой Януковича”, а все, о чем он рассказал журналистам, — несусветной чушью. Думаете, это действительно так?