№ 88 от 19 мая 2010 г.

Зачем механику Парижская коммуна?

Наша молодежь

ВЖИТОМИРЕ на Малой Бердичевской улице есть дом № 10 с мемориальной доской. Надпись на ней гласит: “В этом доме 1/13 ноября 1836 года родился легендарный польский революционер, главнокомандующий вооруженными силами Парижской коммуны Ярослав Домбровский”. Над доской скульптурный портрет: человек с небольшой бородкой, в высокой военной фуражке, смотрит вдаль, губы решительно сжаты, взгляд волевой.

Напротив, через дорогу, находится автодорожный колледж. Возле него стояла группа учащихся. Я решил поговорить с ними.

— Ребята, вы знаете, что за дом находится напротив вашего колледжа?

Парни удивленно переглянулись, растерянно пожали плечами. Потом один из них неуверенно ответил:

— Кажется, там родился кто-то из известных людей.

— Ярослав Домбровский, — подсказал я. — Главнокомандующий вооруженными силами Парижской коммуны. Слышали об этом?

Ни один из двенадцати парней ничего не знал о парижских коммунарах. Правда, когда я коротко рассказал о первой пролетарской революции и первом в истории правительстве рабочего класса, просуществовавшем в Париже 72 дня (18 марта — 28 мая 1871 года), выслушали меня внимательно.

Оказалось, ребята имеют самое туманное представление об истории. Их интересует техника. Учатся они на механиков, будут ремонтировать автомобили. Профессия нынче востребованная. Те, кто поступил на бюджетное отделение, учатся за счет государства, на платном приходится платить 5300 гривен в год.

— А какие книги вы читаете, кроме технических?

Оказалось, почти никаких. Иногда — детективы и развлекательно-рекламные газеты. Историей, искусством, политикой практически не интересуются. Любят американские кинофильмы. Ребята приветливые, вежливые. Казалось бы, что такого? Ведь они будущие механики, а не искусствоведы и историки. Ну а как же насчет общего развития, широты кругозора? В 80-е годы, когда я работал учителем, объем знаний, интересов молодежи был значительно шире. Многие молодые рабочие тех лет читали художественную литературу, разбирались в музыке, живописи, истории. Теперь все слишком прагматично, нацелено на добывание денег. Да и школьные программы выхолощены настолько, что дают неполное, а порой искаженное представление о мире. Такое однобокое обучение и воспитание выгодно тем, кто не хочет, чтобы рабочий хоть что-то знал о классовой борьбе и мог грамотно бороться за свои права.

Житомир.