№ 87 от 18 мая 2010 г.

Купите мне ролики!

Отцы и дети

ТАКОЙ просьбой ко мне недавно обратилась шестилетняя дочь, когда мы гуляли в парке.

— Ты еще слишком мала и не сможешь на них кататься, — ответила я.

— Но я хочу ролики! Буду учиться кататься, — заныл ребенок.

— Помнишь, мы зимой ходили на каток, и ты была недовольна. Ролики — то же самое, что коньки.

— Мама, ну купи, купи! — заплакала девочка.

— Сказано: “Нельзя” — и все, — рассердилась я.

Настроение было испорчено у обеих.

Уверена, что с такой ситуацией сталкивались многие родители. А как бы в этом случае прореагировал учитель? Скорее всего, сказал бы, что ребенок не воспитан и не хочет понимать слов “нет”, “нельзя”.

— Почему же у меня такой ребенок? — думала я весь вечер. С этими же мыслями улеглась в постель. Полночи крутилась, припоминала аналогичные случаи из своего опыта работы психологом в детском саду и пришла к выводу, что придется разрабатывать собственную стратегию воспитания. Решила испробовать метод активного слушания.

Что он говорит?

АКТИВНОЕ слушание — это не какой-то особый талант, а навык, которому может научиться любой. Меня всегда поражало, как дети умеют слушать, насколько они наблюдательны. Однажды я, перевернув на службе массу дел, так устала, что, задумав позвонить подруге, по ошибке набрала свой домашний номер и спросила:

— Как дела на работе?

— Мама, я на работу не хожу, — ответила дочка.

— Ой, у меня так спина болит, что я все перепутала!

— Если бы у тебя болела спина, ты бы говорила совсем другим голосом, — заметила девочка.

Мы же, взрослые, во время беседы часто невнимательны, думаем о другом. Все вокруг отвлекает нас. Отвечаем собеседнику, а сами в этот момент смотрим, например, на монитор компьютера. А тут еще шум за окном. Разговор получается формальный.

Один папа, бывший у меня на консультации, рассказал, как его четырехлетний сын сделал ему справедливое замечание. Мальчик почувствовал, что читающий газету отец просто так кивает головой в ответ на его слова. После очередного “угу”, сынишка отодвинул от папы газету и сказал:

— Послушай меня всем своим лицом!

Различают четыре уровня умения слушать. Большинство людей выбирает пассивное или избирательное слушание. Но оба они неэффективны. Вот, к примеру, пассивный слушатель. Вы даже не знаете, слышит он вас или заснул, поскольку сидит молча и никак не реагирует на ваши слова. И вы начинаете теряться: продолжать говорить или уйти?

Избирательный слушатель слышит только то, что хочет услышать. Его не интересует ваша история. Он смотрит по сторонам, крутит в руках мобильник. Иногда рассеянно произносит:

— Да-да, хорошо.

Внимательный слушатель задает вопросы, пытаясь понять суть сказанного. Но фиксирует внимание лишь на фактах, игнорируя эмоциональное состояние рассказчика, интонацию его голоса и мимику. При этом глубоко осмыслить услышанное он не может.

Активный слушатель схватывает все сразу — факты, эмоции, вербальные и невербальные знаки. Это полное принятие того, что говорит собеседник, его точки зрения. Такая беседа еще называется эмпатией, то есть сопереживанием.

Истинная причина

АКТИВНЫЙ метод общения крайне необходим в отношениях между родителями и детьми. Он позволяет выудить из глубины сознания ребенка истинную причину его поведения, выясняет неудовлетворенную потребность сына или дочки без прямых и порой тяжелых для ребенка расспросов. Свои догадки родителям надо произносить в утвердительной форме, обозначив при этом чувства ребенка. Так, иногда всего лишь в одной беседе разматывается целый клубок детских проблем и огорчений.

На следующий день гуляли с дочкой во дворе. Таня ехала рядом со мной на самокате. И снова начала просить ролики. Я вздохнула, словно перед ответом на экзамене. Ведь надо провести пять этапов активного слушания: открытость, уточнение, отражение чувств собеседника (“Как я тебя понимаю!”), перефразирование (пересказ основной идеи сообщения другими словами “Значит, ты это хочешь?”) и отражающее перефразирование (кивание головой, соответственно грустный или радостный голос).

— Значит, ты мечтаешь о роликах? — вымолвила я.

То есть повторила фразу, которую до того сказала моя дочь. Это было уточнением услышанного. Ребенок аж подпрыгнул от удивления и с надеждой в глазах подскочил ко мне:

— Да, мамочка очень хочу!

— Ты хочешь ролики, потому что они есть у других детей во дворе? А у тебя их нет, и тебе обидно?

Тут самое важное слово “обидно”. Я проговорила эмоцию, которую испытывает Танечка.

— Конечно, обидно, что у меня нет роликов, а у них есть.

— Ты хочешь вместе с ребятами ездить наперегонки? — продолжала я.

— Да, хочу, чтобы они меня брали с собой играть, а они не приглашают, потому что у меня нет роликов. Кататься одной на самокате мне скучно.

Вот он, главный мотив желания иметь ролики!

— Конечно, одной кататься скучно, — продолжала я, проявляя участие и понимание проблемы, которую испытывает ребенок.

— А если устроить соревнование среди всех тех, у кого есть ролики, самокаты и велосипеды? И посмотреть, кто выиграет, — эту фразу я произнесла задумчиво, как будто говорила не дочке, а сама себе.

Не успела я придумать следующее предложение, как Таня ринулась на детскую площадку, и уже через десять минут команда детей из трех подгрупп стала выстраиваться на исходной позиции. Начался забег.

Я еще раз убедилась, что активное слушание — метод простой, зато очень эффективный. И самое интересное, что он помогает не только ребенку, но и мне, маме. Я не вырабатываю тупую покорность в дочери. Мы обе учимся сотрудничать.

Только теперь я спокойно раскрыла журнал, который прихватила с собой на прогулку. О роликах дочка больше не вспоминает. Подружки приняли ее в свою команду и без них.

Только для вас Займ под залог недвижимости на лучших условиях.