№ 81 от 07 мая 2010 г.

Поклонимся великим тем годам

Заметным творческим событием стал яркий зрелищный спектакль “Василий Теркин”, поставленный режиссером Сергеем Чверкалюком
в Николаевском академическом русском художественном драматическом театре и посвященный 65-й годовщине Великой Победы.

Свое прочтение

СЕРГЕЙ Чверкалюк по-своему прочитал Твардовского. Он считает строгими сюжетными рамками для своей работы начало войны и ее конец — Великую Победу. Если у Твардовского Теркин — пехотинец, то Чверкалюк показывает, что свои Теркины были и в других родах войск. Введен в спектакль и ведущий, являющий собой одновременно как бы и умудренного гражданской жизнью Теркина, и самого Александра Твардовского, который сроднился с легендарным солдатом “с первых дней годины горькой”.

Видно, что режиссеру чуждо “плоское правдоподобие”. Он делает в этой работе разворот в сторону откровенной театральности — спектакля-феерии, наполненного музыкой, песнями, движением, инсталляцией. Скупые изобразительные средства, выбранные режиссером, не отвлекают зрителя, удерживая в центре внимания простых солдат — героев Победы. И при всем этом Сергею Владимировичу удается не утратить психологическую достоверность и логику жестоких военных будней. Режиссер очень корректно вводит в нить спектакля современные песни о войне, письмо солдата, уходящего в смертельный бой и посылающего последнюю весточку матери: “...Я знаю, что ты будешь ждать меня. Ждать и верить. Что нам остается еще? Только верить. Верить, что мы умирали не зря. Что этот кошмар, имя которому — война, больше никогда не повторится”.

...Когда в конце спектакля зазвучала песня Александры Пахмутовой “Поклонимся великим тем годам” в исполнении Иосифа Кобзона, весь зрительный зал как по команде встал, чтобы поклониться подвигу советского солдата, спасшего мир от коричневой чумы, и наградить аплодисментами замечательных артистов, сумевших ярко рассказать об этом подвиге.

В спектакле заняты в основном молодые актеры. Играют они легко, от сердца и четкими мазками воссоздают сцены фронтовой жизни, перемежающиеся время от времени с эпизодами гражданского бытия.

Этот слаженный ансамбль молодежи — результат большой работы художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств Украины Николая Кравченко. Каждый из молодых артистов, живущих в этом спектакле единым чувствованием патриотической темы, остается в то же время по-своему уникальным.

...Когда Сталину в 1945 году принесли список авторов и произведений, выдвигавшихся на Сталинскую премию, он спросил: “А где же “Теркин”? Чиновники ответили, что Александр Твардовский еще продолжает работать над поэмой. “Не думаю, чтобы он ее слишком испортил при окончании”, — сказал Сталин и своим карандашом вписал “Василия Теркина” в список лауреатов премии 1-й степени.

Тем не менее сегодня одно­именный спектакль ставит на своей сцене далеко не каждый театр. Не потому ли, что его идейная составляющая так высока? Я видел, как после спектакля молодые люди подходили к присутствовавшим в зале ветеранам войны и благодарили за Победу, за мирную, свободную жизнь. Желали здоровья, счастья. Многие зрители, с которыми мне довелось беседовать о спектакле “Василий Теркин”, считают, что эта театральная работа заслуживает того, чтобы быть отмеченной на самом высоком уровне.

Николаев.